Кольцо Власти и Крещение

Автор: | Январь 20, 2014

f_6498a0e89364467e7a8e0ffd78879       Что вы представите, когда услышите слово «Крещение»? Если реку Иордан, и Иоанна Крестителя, взирающего на пришедшего к нему Спасителя – я вам искренне позавидую, и порадуюсь. У меня давно сложилось стойкое отношение ко Крещению как к торжеству язычества над христианством в самой церкви. Когда многие приходят чтобы увидеть «свою прелесть». Я не большой поклонник Толкиена, но пожалуй лучше не скажешь. Как во «Властелине колец» многие охотились за Кольцом, которое непостижимо притягивало их к себе, так же и у нас сегодня за крещенской водой.

Крещение – день, когда в храме наконец-то многолюдно, очереди. Но совсем не к Чаше. Десятки людей, которых необъяснимо притягивает к себе «прелесть». Сотни бутылок, приготовленных для «прелести». Толкотня и гомон, нетерпеливые взгляды. Даже когда еще Литургия не закончилась. Быстрее бы, быстрее вынесли «прелесть»…

Крещение – день, когда к тебе наконец-то обращаются с вопросами. Но вопросы специфические – «Где «прелести» набрать?», «Где святая вода, а где «прелесть»?, «А у вас нет бутылочки для «прелести»?». И встречаешь недоверчивый взгляд, когда говоришь, что вся вода сегодня – святая. Что в храме даже сейчас есть святыни гораздо более значимые. Что только что, на Литургии, перед нами был Небесный Хлеб, Плоть и Кровь Самого Спасителя. Но эти люди знают, зачем пришли. И ясно видят «прелесть», которая плещется в бутылях тех, кто занял очередь раньше. «А правда, что «прелесть» исцеляет болезни?». Правда. Да не в воде дело…

Крещение – купание в проруби. Меня так и подмывало придти к иордани и сделать соц.опрос купающихся – для чего вы окунаетесь в иордань? Не сложилось. Но ответы и так известны. Ну в лучшем случае — «очищение от грехов». — «Ну и что, помогает?» — «Кончено, «прелесть» очищает меня». Вряд ли большинство из пришедших на иордань имеют представление о Таинствах Исповеди и Причастия. Это ведь нужно над собой поработать. А тут окунулся — и очистился… Так действует «прелесть».

Меня всегда мучает вопрос – какова мотивация людей, которые пришли в храм набрать воды, на иордань искупаться? Какая такая «прелесть» тянет их сюда именно в этот день?

Вообще, само по себе это не плохо. Плохо то, что этим интерес ограничивается. Плохо, что завтра их не будет с нами на службе. Что мы не увидим их на Исповеди. Что они не подойдут к солее, чтобы принять Дары. Что они не придут помогать прибрать храм перед Пасхой. А зачем тогда все это нужно? Если человек, удовлетворив свою потребность в «прелести» бутылочкой воды, забудет дорогу в храм до следующего января? Для чего мы-то устраиваем все это?

Что случилось, Господи? Почему к проезжающим мощам, крещенской воде – люди идут толпами, даже в будние дни? А к Тебе, Живому и предстоящему нам на Литургии, лишь немногие? Неужели они верят, что какие бы то ни было вещи или предметы могут изменить их жизнь, внутренне оставаясь ветхими? Почему ветхость даже в Церкви пересиливает Правду Твою?

Москва. Полукилометровая очередь за крещенской водой

Москва. Полукилометровая очередь за крещенской водой


Комментарии:

One thought on “Кольцо Власти и Крещение

  1. иерей Виктор

    Во-первых, мотивация людей понятна. святая вода — это чудо, которое всегда с тобой. Лежит себе дома, когда надо — воспользовался. Зависимость от кого-то и чего-то минимальная. отличается от Таинства Причастия, в частности, тем, что не надо беседовать о твоих душевных ранах с чужим мужчиной на исповеди. Не надо стоять и слушать непонятную службу. Напряга почти никакого. Ну полкилометра выстоишь раз в год, а зато потом — чудо в кармане.

    Во-вторых, при немного большем напряжении (которое можно ввести в привычку, было бы желание), можно точно так же относиться и к Святым Дарам, я имею в виду Таинство Причастия. Привычно попостился, привычно встал и пришел утром, привычно произнес привычный набор грехов, то есть ряд установленных фраз, еще немного подождал, даже попел с хором (эстетическое удовольствие!), и вот — получил Чудо. И пошел. Но точно так же независимо от людей и Бога. Ведь заповеди применять на практике всерьез не запланировано. Врагов любить? Прощать? Не на такого напали! Только тронь новое крыло моей машины! Или — попробуй только батюшка скажи что-то выходящее из привычной схемы (или предпиши что-то сделать кому — мне! да я сама знаю!), и тут можно нарваться на бурю. Так что дело не в конкретном «способе получения благодати», сама Великая Агиасма тут не при чем.

  2. Ольга

    Мне кажется, для многих приход в храм на Крещение — это такой способ сказать, что они тоже православные, поучаствовать в общем празднике, пусть и не очень осознавая всю его глубину. Но ведь то, что люди в этот день вспоминают о Боге — уже хорошо.
    Мой воспитанный в советское время дедушка, пока мог, ездил в этот день на другой конец большого города за водой. Этим его посещение храма в основном и ограничивалось, но праздник этот был событием. И я не знаю, чьи молитвы скорее будут услышаны, мои попытки прочитать правило или его несколько фраз по утрам своими словами.
    А насчет окунания в прорубь — вопрос ведь для большинства скорее не «зачем», а «почему»? Потому что такая традиция, потому что Христос в этот день вошел в воду. А то если начать спрашивать, зачем люди красят и освящают яйца, зачем на Рождество в церкви ставится елка, зачем меняются облачения по праздникам и зачем на Вербное приносить в храм ветки, то я вот тоже не знаю ответов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *