«Майданское» православие и Православие

Автор: | Февраль 6, 2014

A4W5Qp-M6qw       Пересказывать то что было на Украине в последние два месяца смысла нет, вряд ли кто-то еще не слышал о беспорядках в Матери городов русских. И казалось бы – что нам до них, ищи в своих глазах свои бревна. Ан нет – не может сердце русского человека равнодушно взирать на горе соседа.

      Духовный раскол на Украине не хуже политического. Ведь на Украине крупных православных церквей целых три, не говоря о других религиозных организациях. Все они дружно появлялись на Майдане. Если кратко озвучить их позиции, то складывается следующая картина:

Украинская православная церковь Киевского патриархата во главе с митрополитом Филаретом. В своих интервью и выступлениях он прямо заявляет, что церковь не может поддержать власть, если та поступает «несправедливо», отказывая Украине в европейском выборе. Поэтому поддержка Майдана клириками УПЦ КП — их прямой христианский долг.
Украинская православная автокефальная церковь. Ее Синод единогласно осудил действия властей и поддержал право на «мирное» волеизъявление.
Украинская греко-католическая церковь. Архиепископ-эмерит кардинал Любомир Гузар лично приехал на Майдан, чтобы засвидетельствовать свою солидарность с протестующими.
Конференция католических епископов Украины заявила, что «ограничение права человека на выражение своих убеждений недопустимо и позорно».

Несколько особняком от этого единодушия держится Украинская православная церковь Московского патриархата. Общую позицию озвучил наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел: «Они просто баллы набирают. Это не защитники Отечества, это насмешка над Церковью — такая же, как поедание на Майдане в пост свинины и говядины, жарка шашлыков и варка плова. Рождественский пост — время покаяния и исправления».

Можно много рассуждать, нужно ли Церкви активно вмешиваться в политические вопросы или нет. И в какой форме это делать допустимо. Так есть ли место Православной Церкви на Майдане и подобных ему «мероприятиях»? И если «да» — где оно?

На фоне всех выше озвученных «громких» заявлений о поддержке «мирных» протестов и курса на сближение с Европой, появляется совсем иная картинка. Ночь с 21 на 22 января, улица Грушевского, столкновения между милицией и демонстрантами, первые жертвы. А между враждующими сторонами – несколько монахов, с иконами и хоругвиями.

le4ZqKRn2bI«Когда я узнал, что на улице Грушевского взрывами у людей отрывает конечности и вытекают глаза, я понял, что должен быть там, чтобы потом не было стыдно перед самим собой
– говорит один из тех, кто в самый разгар противостояния вышел на улицу Грушевского, иеромонах Мелхиседеком (Гордиенко) —
Ни у кого не возникало ни малейшего колебания или сомнений. Плана не было. Была цель – сделать хоть что-нибудь, чтобы прекратить насилие.
Мы отдавали себе отчет в том, что остановить демонстрантов и милицию уже невозможно, поэтому были готовы становиться под пули и булыжники.
Но когда люди увидели перед собой священников, вставших между ними и кордоном силовиков, их будто кипятком обдало. Они почти тут же утихли».

Вот здесь, между двумя волнами, готовыми прямо сейчас пролить братскую кровь, и нашлось место Православной Церкви. Не в высоких лозунгах и громких речах, не среди флагов и политических заявлений, не в угоду тем кто стремится заполучить власть, или желает ее удержать. Это не организованная акция заинтересованных лиц. Это то, во что люди почему-то перестали верить – искренний позыв сердца христианина, которому больно за людей, теряющих разум, и готовых на кровь ради… Ради чего? Жить лучше не станет, какая бы фамилия ни значилась на двери в кабинет Президента. Не стоит весь Майдан даже одной искалеченной жизни.

-nGv6aaBnug«Кто-то говорил о провокациях и агрессии со стороны толпы, кто-то – о жесткости и зверствах милиции. Я не могу сказать ничего подобного. Мы не хотели искать виноватых, мы хотели примирить обе стороны».

Я внимательно следил за событиями в Киеве все эти дни, и все время задавался одним вопросом: как должен поступать христианин в таких случаях? А если «Майдан» случится не в Киеве, а в Москве? В Петрозаводске? Где там будет мое место, НАШЕ?

      Да, безусловно, православной Церкви есть место на Майдане. Как и в других местах, где люди теряют Любовь, даже братскую. И то, что сделали эти монахи тогда, на улице Грушевского, в самый разгар противостояния – это Бог нам показал, ГДЕ будет наше место, и место Церкви.

orthodox-grushevsky-5921-600x337_0«Но позже нас начали использовать как живой щит – демонстранты подходили к нам и из-за наших спин бросали булыжники и бутылки с зажигательными смесями. В этот момент я ощутил страшную горечь за людей, которых призывают к миру, а они все равно жаждут крови. Я почувствовал, как бесы издевались над душой человека, разжигая злобу и притупляя здравый смысл».

Все. Добавить нечего. Разве что закончить можно словами из песни Шевчука «Правда на правду», написанной кстати говоря после штурма Белого дома в Москве в 1993:

И лишь в гримерке-Церкви чистота, в тиши да в ладане
Где высота, да простота, где баррикады ада нет.
Она горела в вышине, без дыма-пламени.
Я на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.

orthodox-grushevsky-5941-600x413


Комментарии:

3 thoughts on “«Майданское» православие и Православие

  1. Роман Садовничий

    Саша, спасибо! Всё верно, место каждого христианина было именно там, между милицией и баррикадами. И это был настоящий духовный порыв тех монахов — без расчётов и подстраховки, а с упованием на Бога и молитвой

  2. Михаил Г

    +1000
    Саша, спасиБог. Хорошо. Хорошая статья.
    Это единственное место христианина в этой жизни — на острие, на копие. Господи, помилуй братьев наших.
    Это проверка. Человек не имеет права быть быдлом без размышления. Человек — он гражданин. Сейчас Украина стоит на пороге. Если человек проснется, то есть шанс на мирное решение, если будет «А кто-то просто шел домой и ел яичиницу». То у нас не будет братьев рядом, а будет очередная кровавая демократия.

  3. Александр Тихонов Автор записи

    «А кто-то в зеркале вертел уже своею личностью…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *