«Осударева дорога»

В.И.Суриков "Осударева дорога"

В.И.Суриков «Осударева дорога»

В это воскресенье в 14:00 в храме св.вмч.Пантелеимона пройдёт лекция «Духовный подвиг участников легендарного похода “Осударева Дорога” (1702г.)»

Вести лекцию будет директор общественной организации «Осударева Дорога» Александр Шелехов. Встреча Вконтакте: http://vk.com/event68113358 .
Всем неравнодушным к истории своего народа — желаю прийти и заполнить знания.

Полина Воронина,студент-историк 3го курса сделала специально для нашего портала краткий экскурс в историю,который даст представление о подвиге наших предков.

«Осударева дорога»

Карелию и сейчас величают краем непроходимых лесов и болот. Пожалуй, с этим трудно не согласиться. Каждый из нас, бывая в лесу, ловил себя на мысли о том, как просто заблудиться в карельской тайге.

А теперь представьте «подстоличную Сибирь» в 18 веке: малонаселенный край, суровые продолжительные зимы и короткое северное лето,  отсутствие какой-либо инфраструктуры. Картина, мягко скажем, безрадостная.  А тут еще  Северная война, потребовавшая мобилизации без того скудных ресурсов.

Война началась для России тяжело: не хватало оружия, провианта, подготовленных людей. После первых поражений от шведов царь осознал всю необходимость строительства водно-сухопутного пути из Белого моря в Онежское озеро.

На старой сосне, ныне сухостойной, оставлен символ Андреевского флага. Вырублен палашом, предположительно в 1702 году.

На старой сосне, ныне сухостойной, оставлен символ Андреевского флага. Вырублен палашом, предположительно в 1702 году.

Прокладывалась дорога под руководством одного из подвижников — Петра Михаила Ивановича Щепотева. Ему в помощь были согнаны крестьяне из близлежащих губерний. К сожалению в исторических источниках того времени мы не найдем ни словесного портрета Михаила Ивановича, ни многих фактов из его жизни. Однако имеющихся данных видно, что фигура это была крайне энергичная и способная на решительные поступки [1], поэтому неудивительно, что именно этому человеку Петр доверил руководство работами по прокладке нового пути По подсчетам ученых строительство дороги началось в июне 1702, а уже в середине июля царю было доложено о готовности дороги[2]. Срок, согласитесь, и в наше время — рекордный, что же говорить о 18 столетии. Проложенный путь от Нюхчи до Повенца был назван «Осударевой дорогой» и составил 174 версты (260 км)[3].

Долгое время в исторической науке считалось, что по проложенному пути по указу царя тащили два фрегата, однако на сегодняшний день это положение оспаривается: ученые предполагают, что суда находились в акватории Белого моря до 1710 года, а по дороге  к театру боевых действий была тайно перемещена элита российской армии – лейб-гвардия   Преображенского и Семёновского полков –сумевшая  отбить у шведов «золотой ключик» к Балтике, крепость Нотебург (Орешек)[4]. На протяжении всей Северной войны дорога использовалась для обеспечения российской армии провиантом  и оружием.

Несмотря на свою давнюю историю тайны Осударевой дороги и сейчас будоражат умы исследователей — ученые находят все новые и новые факты о подготовке, строительстве и эксплуатации пути[5]. Пожелаем удачи в их нелегкой, но очень интересной работе! .



 

[1] Михаил ДАНКОВ, Сергей ЛАПШОВ Сержант Петра Великого http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1639/25.html

[2] Данков М. Ю. Проект «Осударева дорога»  http://home.onego.ru/~dankov/karelia/docs/about.html

[3] Там же

[4] Светалан Цыганкова Мировой рекорд дорожного строительства — 264 км. за 20 дней. Осударева дорога, 1702 г. http://statehistory.ru/1452/Mirovoy-rekord-dorozhnogo-stroitelstva—264-km—za-20-dney—Osudareva-doroga—1702-g-/

[5] Данков М.Ю. Новые данные к изучению «Осударевой дороги» //Изучение памятников морской археологии. — СПб., 2004. — Вып. 5. http://spbae.ru/dankov_2004.htm Дуэлянт «Осударевой дороги». http://rk.karelia.ru/history/duelyant-osudarevoy-dorogi/


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *