Культурная проповедь русской душе!

«Не духовное прежде, а душевное, потом духовное»
(1 Кор.15 46)

Человек трисоставен – дух, душа и тело. Каждой составляющей для жизни требуется своя «пища», иначе эта составляющая сначала заболеет, а затем умрёт. Так случается с телом – вслед за долгим голоданием придёт неминуемая смерть. Так случается с духом – человек, не задумывающийся о вечном, поселяет в свое душе равнодушие и перестаёт отличать добро от зла, правду от лжи, к тому же – перестаёт об этой болезни переживать.
Так и с душой. Но если относительно двух предыдущих составляющих с пищей всё понятно, то чем питается душа?

Св.Лука Войно-Ясенецкий пишет о сознании человека: «Акты сознания вызываются: 1) восприятиями органов чувств, 2) органическими ощущениями нашего тела, 3) восприятиями от нашего трансцендентального существа, 4) восприятиями из высшего духовного мира, 5) воздействиями нашего духа.В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.» Первые три пункта – сфера деятельности человеческой души, а последние два – духа. Учитывая слова апостола Павла из эпиграфа нетрудно понять, что путь к возрастанию в духе начинается с того, что душа формирует начатки духовной силы. Правильно выстроенная душевная сфера даст духу правильный вектор. Это как стартер в автомобиле, в начале пути без него не обойтись, но когда ты уже тронулся – он не нужен, на нём не уедешь, нужен двигатель, т.е. дух. Как же нам, проповедуя, найти этот самый стартер, правильно его сконструировать, чтобы в правильной душевной атмосфере рождались духом новые христиане?

Люди издревле идут путём объединения усилий. Объединяющие усилия крестьяне со временем создали сельские хозяйства. Люди, схожие по взглядам на мир и предназначение в нём человека, объединились в религиозные течения/пошли за близкими их духу наставниками. Объединив свои усилия в заботе о душевном, люди создали культуры. Сколько народов, столько культур. Это связано с тем, что основные черты характера, степень общительности, представления о красоте и пр.

Что в современной России является нашей общей культурой? Что является пищей для духа и для тела – это понятно. Жива Русская Православная Церковь, готовить тоже все умеют. Но вот что способно удовлетворить потребности души современного русского человека – вопрос, пока, открытый.

Однако, открытостью этого вопроса уже пользуются – «Свято место пусто не бывает». Появившиеся в России неоязыческие, протестантские и пр. течения, суть которых чужда православию, используют в свое проповеди прежде всего душевное. Протестанты предлагают дружественное общение и творчество. Неоязычники занимаются фальсификацией народной культуры. Но и апостольская проповедь, как ни странно, строилась на тех же принципах:«Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин» — слова всё того же апостола.

Современный русский народ, испокон веков славящийся своей отличительной, колоритной культурой, вступив в 21й век, стал искать пищу для души. Увы, мы с вами, как русские православные христиане, былой колоритностью культуры похвастать не можем. Нам достались руины советских революций и постсоветской перестройки. Родная русскому сердцу народная культура, выращенная в Лоне Православной Церкви осталась где-то под этими руинами. И одна из задач нашего поколения – эту культуру взрастить. Причём взрастить её такой, чтобы душа в этой культуре росла здоровой.
Если не мы, то нас. если в России не будет народной культуры – её место займёт, например, американская или неоязыческая, или ещё невесть какая. Одно понятно – не русская. Зачатки этих процессов мы можем видеть. И по количеству сменивших друг друга субкультур, начиная с двухтысячных, мы можем судить о том, что эта потребность реальная и играет судьбоносную роль для людей.
Из существующих вариантов решения этого вопроса – я видел только вариант возвращения в жизнь былых традиций различными фольклорными объединениями. В своём недавнем интервью карельский народный художник В.Фомин сказал: «Чтобы было интересно жить, традиции нужно немного видоизменять,преобразовывать».
И, собственно говоря, именно такой путь решения душевного вопроса я вижу – сохранить/вернуть к жизни те традиции, которые достались нам от наших предков и приспособить их к жизни в современных условиях, сделать их актуальными. Это осуществимо и реально, ещё бы лет десять назад – никто бы не осмелился так сказать. Но сейчас мы уже имеем опыт русских народных лагерей, вечёрок, возрождения казачества, совместной встречи праздников, различных народных флеш-мобов и пр.
А упрёки в том, что люди за этим теряют суть православия не оправдались – люди не только не теряют его, но после того, как первый неофитский запал в душе от познания веры перегорает, помогают сохранить жизненную силу человеку верующему. Да и количество людей, интересующихся исконно русскими традициями, образом жизни и культурой с каждым годом растёт. Призываю обратить внимание на этот вопрос и в меру своих сил его решить. Любой человек может собрать дома 5-10 друзе и отпраздновать так, как это делали наши прадеды и прапрадеды Пасху или Красную горку, или то же Вербное воскресенье.
Да над сценариями для проведения мероприятий можно не париться, наши предки уже дали прекрасную основу. А вот сделать эту основу жизнеспособной сейчас – задача наша. И её решение выбьет почву из-под ног у сектантов и подарит нам память о былом, национальное единство и общность, к тому же, когда ты вовлечён в родную культуру, ты не можешь ей не интересоваться. А значит – не можешь не интересоваться Православием, из которого растут ноги у процентов восьмидесяти русских праздников.
Задумайтесь – протестантов с их Евангельскими группами нам не переплюнуть – у них петь песни о Христе и пить чай получается куда лучше:) В современной светской культуре количество православных произведений искусства очень мало – ожидать поддержки с её стороны тоже не приходится. А вот поле народной культуры доселе не тронуто. И если на нём засеять семена культуры, взращенной в Лоне Православной Церкви – это даст свои плоды.


Комментарии:

2 thoughts on “Культурная проповедь русской душе!

  1. Александр Тихонов

    Эй, мы тоже классно пьем чай и поем песни под гитару! Ты просто давно не был с нами! 😉

  2. C

    «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор.15:46)
    Апостол Павел говорит о том, что душевное должно умереть, и только после этого восстанет духовное.
    Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (1 Кор. 2:14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *