Притча о многострадальном Иове. Глазами сатаны

Автор: | Апрель 26, 2015

Фильм Левиафан

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. (Иов 1:8)

— Может, знаешь, был такой человек Иов. Как и ты, задавался вопросом о смысле жизни. Да как же это, почему именно со мной? До того себя довел, что коростой покрылся. И жена пыталась ему мозги вправить. И друзья говорили: «Не гневи Бога». А он все равно пылил, посыпал голову пеплом. Тогда Господь смилостивился, и сам явился к нему в виде урагана и популярно все объяснил ему. В картинках.
— И че?
— И смирился Иов, жил 140 лет, видел сынов сыновних до четвертого колена и умер в старости, насыщенный днями.
— Сказка что ли?
— Да нет, в Библии написано.                                    

 из диалога Николая с отцом Василием

Кадр ЛевиафанВ центре сюжета – история нашего современника Николая, который живет на русском крайнем севере, маленьком городке Загорске. В окружающем ландшафте угадываются окрестности Мурманска. Богатство Николая нехитрое – дом в живописном месте, жена, сын, свой маленький бизнес в гараже рядом с домом. В друзьях – пара сотрудников местной полиции при хороших погонах; в знакомых – весь остальной город.Мы пресыщены голливудскими фильмами. Что такое голливудское кино в двух словах? Путь главного героя непрост, но даже если ему суждено погибнуть, в финале нас ждут слезы счастья и хэппи-энд. И вот мы с подобной установкой в подсознании ждем от всякого фильма оптимистичной развязки, разрешения главной проблемы героя и исполнения его заветной мечты. А если так получается, что режиссер обманывает наши ожидания, и вместо счастья умножает скорбь и печаль, то этот фильм называется «заставляющим задуматься». Фильм «Левиафан» – добротный пример такого творчества. Он и правда заставляет задуматься. Но вот только над чем? Давайте по порядку.

И назначено Николаю сценарием испить горькую чашу бедствий по примеру многострадального Иова. Весь фильм строится на том, что кусок за куском от главного героя отрывают его жизнь. У Николая отняли не только семью, но и правду, осудив на 15 лет по подложному обвинению. Нет смысла по пунктам перечислять все злоключения бедняги, потому что дело не в последовательности восстающих на него зол. Для нас важно другое: как главный герой реагировал на происходящее, и чем дело кончилось?

Левиафан 3О реакции главного героя можно определенно сказать только одно: на все события в своей жизни он отвечал пьянством. Пьют в фильме все: стаканами и из горла, под закуску и без. Практически неудержимо. Как-то буднично, как будто воду. Пьют и матерятся. Все значимые персонажи и на протяжении всей картины! Зрелище отвратительное.

Так ли библейский Иов отвечал на испытания? Ведь тот не упивался вином вперемешку со сквернословием, а смиренно произносил: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Главный герой «Левиафана» так воскликнуть не может, потому что он пьян. И в Бога не верит ни в начале, ни в конце картины.

Хорошо, но раз эта кинолента – перелицовка на современный лад истории ветхозаветного праведника Иова, может быть, Николай к концу фильма пришел к покаянию? Может, Господь вознаградил его за смиренно перенесенные скорби удвоением богатства и умножением семейства? Основная идея библейской книги в том, что Бог показывает нам образ перенесения скорбей и трудностей, напоминает, что ни один праведник не забыт у Него. Эта смыслообразующая мысль остается за скобками сюжета картины. Более того, складывается впечатление, что история Иова-Николая рассказана устами сатаны.

ЛевиафанКаким дьявол хотел бы изобразить Иова? Он должен казаться в меру успешным современным человеком с чувством собственной справедливости и правоты, но без веры в Бога. Как в ветхозаветной истории, он должен всего лишиться, но при этом не призвать Бога. В финале такой Иов должен просто сгинуть, а не смириться и получить благословение за терпеливое перенесение скорби.

Известно, основная черта сатаны – гордость, а противоположное ей смирение ненавистно ему. Ведь лукавый любит умолчать о существенном, рассказать половину истории, подвести к нужному ему выводу. Всё как у нашего главного героя. Унизить Николая режиссер унизил, лишил всего, что тот имел и оставил так, бросив на самом дне. Иовы наших дней должны сгинуть с лица Земли со словами: «Где ваш милосердный Бог?» Бросить Богу упрек и раствориться в безвестности.

Фильм Левиафан 2Не вижу смысла разбирать образ России, как беспробудно пьющей, изменяющей, продажной и бесперспективной страны, который вырисовывается в картине. Такая Россия нужна Западу, что доказывают рукоплескания фильму на фестивалях и в прессе. Но в завершение разбора хочу поделиться парой мыслей о том, как в «Левиафане» изображена Церковь. В фильме есть священник и митрополит, по делам которых зритель может судить о Церкви. Образ архиерея показывает отношение Церкви и государства, Церкви и людей, обличенных властью. Отец Василий – отношение священства и простого люда. Таких архиереев, как в фильме, в нашей Церкви нет. Владыка, благословляющий на чернющее зло словами «Всякая власть от Бога» и «Мы делаем общее дело», это просто ряженый артист. В этом убеждает и та театральная наигранность, с которой в конце фильма он произносит проповедь. Это скорее политработник на собрании комсомольской ячейки. Он картинно грозит пальчиком и, хотя говорит какие-то правильные слова, делает он это фальшиво и пафосно. Отец Василий по памяти приводит огромную малоизвестную цитату из Ветхого Завета, при этом истории Иова, как будто, не знает. Или знает, но какого-то не того Иова? Священник ни слова не говорит о смирении в скорбях многострадального праведника, чем тот и угодил Богу, об участии сатаны в бедствиях, обрушившихся на Иова и о том, как в конце концов дьявол был посрамлен. Любой, знакомый с текстом Ветхого Завета, знает, что Иов не приобрел смирение в результате испытания, а испытание явило смирение Иова в ясном и недвусмысленном виде.

Думаю, верующий человек ничего не вынесет из этого фильма. Неверующий может утвердиться в мифических представлениях о Церкви как министерстве пропаганды при власть имущих.

Стоит ли смотреть этот фильм? Решать каждому самому. О «Левиафане» действительно много говорят, пишут, а еще больше его критикуют. При этом я слышал разные отзывы, в том числе и такие, что это правда и самая настоящая жизнь. Но скорее это такая карикатура. У автора карикатуры бесполезно спрашивать, почему нос изображен таким большим или уши как у слона. Это жанр такой. А ложь заключается в том, что этот шарж пытается обрядиться в одежды реализма. Просто надо назвать вещи своими именами. Пересматривать «Левиафан» смысла нет. А почему он некоторых заставляет задуматься, я постарался объяснить еще в начале заметки: расплющи в финале главного героя, и все скажут: «Ничего себе, какое глубокое кино!»


Виктор СЕМЕНОВ, Молодежный отдел Петрозаводской и Карельской епархии


Комментарии:

3 thoughts on “Притча о многострадальном Иове. Глазами сатаны

  1. Критик

    Автор все верно расписал. Действительно, фильм несет в себе именно такой смысл. Ничего в нем хорошего нет. Для религиозного человека уж точно. Что касается подачи административных органов в этом фильме, то возможно для некоторых лиц состоящих в лице нашей власти стоит задумать о том «хорошо и добросовестно они ведут свое политическое дело?». Но на самом деле в жанре обличительно-политический фильм «Левиафан» во всем уступает фильму»Дурак» и это совсем другая история. Считаю, что кроме передачи атмосферы разврата, сквернословия и пьянства «Левиафан» не удосужился ни чем.

  2. Елена

    А мне фильм показался очень глубоким! Сдержу свои эмоции относительно персонажа Владыки… но если посмотреть с некой другой — может более простой человеческой стороны, то я увидела очередное яркое последствие совершенного греха. В фильме очень явно показано, как совершение одного поступка, по нынешним меркам «нормального» , ведет к трагедии за трагедией: предательство перед мужем, разрушение семьи, обрушение всех ценностей мальчика (сына героя), тюремное заключение и даже смерть! А если прокрутить назад…и представить, что в той точке выбора, жена не пошла бы на этот грех…. то, все могло бы быть по другому, совсем иначе!
    Слышала, что один старец сказал, если бы он имел возможность влиять на власть, то он в первую бы очередь запретил пропаганду блуда и все, что с эти связано. А объяснил он это все очень просто, именно женщины творят этот мир, побуждают мужчин к действиям, а к каким действиям, это зависит женщины, и в конце концов, именно женщины занимаются воспитанием детей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *