Упуская упущенное

Автор: | Апрель 15, 2016

Этот текст — пунктир движения по карте, а не подробная инструкция к походу.

2y26342E-02_aЕсли Вам необходимо поймать Жар-птицу, то обратитесь к русским народным сказкам. Они содержат в себе пошаговое описание технологии, секрет которой кроется в охотнике. Он должен быть чист помыслами, горяч сердцем, смел, прямодушен, добр и настойчив. Ну и не забыть про техсредство — рукавицы. С теплоизоляцией. С приходом весны для православных в роли этой чудо-птицы выступает курс «ОРКСЭ» и его самый лучший модуль «Основы православной культуры», который обязан выбрать широкий контингент родителей и продемонстрировать положительную динамику в процентах по сравнению с предыдущим годом. А в роли рукавиц — кадровое и методическое обеспечение курса. Такая постановка вопроса не имеет ничего общего со сказкой (кроме взлета цифр), скорее с бухгалтерией, но суть «охотников» от этого меняться не должна.

Итак, Господь уже явил нам Свою милость, начиная в России — с конца лихих 90-х, а в Карелии — с начала 2000-х годов, когда в школах можно было относительно свободно преподавать курсы с дерзким словом «Православие» в заголовке через внеклассную работу (или говоря в соответствии со Стандартами последнего поколения, «внеурочную деятельность»). Можно было и через урочную, но недолго. Особенно в нашем регионе. Тогда в учебных заведениях в необходимом количестве водились такие «диковинные» для современной школы «звери», как педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, воспитатели групп продленного дня, освобожденные классные руководители, заместители директора по воспитательной работе и музыкальные руководители. Не были введены, естественно, сугубо для пользы детей, человеконенавистнические нормы оптимизации, когда одному педагогу организатору надо охватить пол Карелии, чтобы удовлетворить запросы экономистов и не встать на паперть. И я допускаю, что среди этих канувших в педагогическую Лету групп работников были люди верующие, как-то сочувствующие просвещению детей в области православной культуры. И даже те, кто вполне мог себе позволить договориться с администрацией и вести какое-нибудь «Духовное краеведение» при наличии у последней аллергии на слово «православный». И всё это во славу Божию и по букве закона. Но время шло, а мы всё не оправославились в спасительных объемах. У меня вот обнаружилась статистика по Карелии за апрель 2007 года, уже в предзакатный для нашей просветительской свободы период. Она предоставлена Министерством Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями (в тот год название Министерства выглядело так):

Вопрос: Преподаются ли в муниципальных образовательных  учреждениях общего образования учебные курсы религиозной культуры?

На данный вопрос получены в основном отрицательные ответы. Ниже приводятся исключения.

В ответе, пришедшем из администрации города Петрозаводска, сказано, что реализация курсов «Основы православной культуры Карелии», «Основы православной культуры» осуществляется за счет часов дополнительного образования в 1-5 и 7 классах в МОУ «Основная общеобразовательная школа №4», где эти предметы изучают 102 ученика.

Общественный запрос на преподавание в муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий изучался в 2003 году в образовательных учреждениях Лахденпохского муниципального района. 26 августа 2003 года издано постановление Главы местного самоуправления №952 «О введении в учебные планы муниципальных общеобразовательных учреждений Лахденпохского района курса «Основы православной культуры». Преподавание курса вводилось в семи школах района. Одновременно при Главе местного самоуправления был создан координационный совет по реализации данного курса, введение которого в учебные планы образовательных учреждений происходило по результатам изучения общественного запроса, на принципах добровольности, на основании заявлений родителей учащихся. В 2006-2007 учебном году курсы Основ православной культуры преподавались в трех общеобразовательных учреждениях района: МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа №»1 (12 обучающихся), МОУ «Райваттальская средняя общеобразовательная школа» (25 обучающихся) и МОУ «Таунанская средняя общеобразовательная школа» (5 обучающихся). В МОУ «Мийнальская средняя общеобразовательная школа» разработана и реализуется программа «Святыни и светочи России».

В МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа №10» (Прионежский муниципальный район) имеется кружок «Основы православной культуры», который посещают дети начальных классов. Руководитель кружка Ольга Валерьевна Денисова использует для преподавания экспериментальную программу и учебник «Основы православной культуры» (автор Л. Л. Шевченко).

Вопрос: Какие трудности мешают реализации прав граждан на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий?

В числе таких трудностей названы:

– отсутствие рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия по использованию пособий и материалов для преподавания основ культуры традиционных религий;

– отсутствие или недостаток подготовленных для преподавания курсов религиозной культуры специалистов, а также учебников и методических материалов;

– ведение указанных курсов неспециалистами.

Теперь, как в кино:  прошло 10 лет. За кадром и штормило, и засуха была, и разброд, и шатание, и другие катаклизмы. Воз остался, где его оставили. Мы с гордостью констатируем, что постоянство — признак мастерства. Основная масса крещенного люда зачитывается пророком Исайей и медитирует на фразу, что «сила их — сидеть спокойно» (Ис. 30, 7). Однако Господь нас не оставляет и опять обстоятельства складываются таким образом, что можно знакомить детей с православной культурой в школе и в рамках закона. Сейчас я схематично набросаю как, не претендуя на исчерпывающий рецепт.

Нормативная база

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 87.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
  4. Основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования образовательной организации.
  5. Соответствующие нормативные локальные акты образовательной организации, регламентирующие преподавание ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики») и ОДКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России»).

Кроме того, мы использовали и используем  в работе:

  1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р.

План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года  во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

  1. «План мероприятий по обеспечению контроля качества преподавания ОРКСЭ» Министерства образования и науки РФ (от 30.12.2014 г.)
  2. «Методические рекомендации по изучению предметных областей Основы религиозных культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России» Министерства образования и науки РФ (от 25.05.2015 г.).

Ежегодно появляются рекомендательные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Республики Карелия, где, как минимум, какие-либо моменты организации преподавания «ОРКСЭ» поясняются.

Механизмы реализации

Курс «ОРКСЭ» преподается в 4 классе в объеме 35 часов за учебный год (1 час в неделю).  Выбор делается накануне родителями обучающихся 3-го класса в конце 4 четверти. На основании письменного заявления формируются группы обучающихся и ведется преподавание соответствующего модуля.

Предметная  область «ОДКНР» (с 5 класса) является логическим продолжением комплексного учебного предмета ОРКСЭ. Она может быть реализована через:

1) Занятия по предметной области ОДНКНР, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Это могут быть соответствующие спецкурсы, элективные курсы, проектная деятельность, практикумы, рассчитанные на период от полугода до 5 лет. Данная часть формируется с учетом интересов всех участников образовательных отношений и принимается соответствующим органом управления образовательной организацией.

2) Включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.

3) Включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Организация клубов, экскурсий, цикла занятий, классных часов и проч. форм внеурочной деятельности.

Замечательно. Мы всё плакали о «капле в море» в виде одного часа в неделю, а тут — поток. Был бы подготовленный работник, а мест приложения труда хоть отбавляй. Но с работниками-то нам везет, как утопленникам. Раньше учитель был обязан пройти курсы в объеме 72 часов, затем 108 часов раз в пять лет. После принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и внесения изменений в ФГОС НОО, ООО, СОО (Приказы Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №№ 1643 — 1645, от 1 июля 2013 г. № 499) дополнительная профессиональная образовательная программа рассматривается от 16 часов. Таким образом, возможен прецедент, когда учитель может отучиться 16 часов и получить формальное право преподавать любой модуль ОРКСЭ, если появится такая программа. Учитывая финансирование образовательных организаций,  мы можем спрогнозировать грядущую «экономию средств» и качество подготовки, которое и при 72-х часах оставляет желать лучшего. При 72 часах, на каждый модуль отводится минимум времени, когда педагоги только-только успевают познакомиться с содержанием модуля, УМК, увидеть один раз представителя конфессии и забыть его, как мимолетный сон. Детально с содержанием работать некогда, а оно трудно воспринимается неподготовленным человеком.

Таким образом, светские учителя нам — не подмога. Как бы не навредили. Выход один — ВОПРЕКИ ВСЕМУ возложить надежду на паству православную, которая по жизнеспособности напоминает союз  сирых с убогими. В массе своей нам тяжело всё, даже «в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13): поститься, юбку в храм надеть, Евангелием интересоваться, ежевоскресно в храм ходить, бросить материться и т. д. Деньги вокруг вкладываются в кирпичи, век которых долговечнее людского. Всемирный банк такой вклад одобряет как прочный. Что такое «православное образование» на территории «заповедника коммунизма» знают немногие. Но тем не менее, в такой жуткой ситуации, если есть педагоги, которые однажды надели на себя крест не в качестве украшения, им нужно начинать шевелиться, причем спокойно и вдумчиво, как сапер. Т. е. я понимаю, что руки чешутся выйти на демонстрацию под хоругвями и возгласить свою волю — преподавать всем  ученикам поголовно курс «Православие или смерть». И ничего не добиться, кроме поношения Церкви. Но есть испытанные способы, например, преподавать курс «Беседы о толерантности», программа которого изложена суконным языком. И я даже знаю некоторых преподающих — А. Тихонов и П. Мурашов, глядя в честные лица которых усомнишься, что они регулярно вселяют в юношество радужные надежды.  Всё, в конечном счете, зависит от личности и от её желания вникнуть в правила предложенной игры. Потому что желание опять отмахнуться от всех этих надоевших проблем — совсем не игры. Уже позднее, чем мы думаем.

Валентина Калачева


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *