Как пахать, чтобы не было мучительно больно

Автор: | Май 29, 2016

Пространный лайфхак по мотивам статьи «От лирики к прозе, или Как совместить служение Богу и учёбу/работу?

Начну с цитаты на вес золота: «Сегодня люди не всегда понимают, для чего живут, работают, учатся, и поэтому не всегда находят себя в жизни и в профессии. Быть может, не там ищут?» Написала, перечитала, и нахлынули на меня воспоминания. А чего? Жизнь-то длинная позади, есть что динозавру вспомнить.

В те благословенные годы, когда я еще не подозревала, что профессия ученого не противоречит Конституции, а вот Библии — это ещё вопрос, подалась я в аспирантуру писать диссертацию по педагогическому наследию святителя Иоанна Златоуста. Пока я туда поступала, училась и защищалась, отношение окружающих к моей теме было, уклончиво скажем, прохладным. В их взгляде на меня четко читалась строка из известной песни Петра Самойлова: «В нашем сумасшедшем доме день открытых дверей». Некоторые прямо говорили: «Ну чего ты маешься (не уточняя чем)? Много ж проходных тем есть!»

SimiO6pjX5IДело происходило в начале двухтысячных, поэтому можно усомниться в правдивости моих слов. Дескать, церкви уже пооткрывались, президенты перед телекамерами неоднократно на Пасху и Рождество перекрестились, Библию многомиллионным тиражом издали, крестные ходы по всей России регулярно проводились, иеромонах Роман на кассетах продавался открыто, а не из-под полы. В чем проблема? А проблема в том, что это только по календарю СССР с его людоедской идеологией рухнул в 1990 году, а по факту куда позже (если рухнул в части идеологии вообще). Я на полном серьезе сдавала конспекты по трудам Маркса, Энгельса и Ленина. Многие фыркнут. Я бы тоже фыркнула, если бы не увидела воочию, как Господь всемогущ и всякую мерзость также к нашему благу умеет повернуть. Даже наследие безбожников.

Вот кто, например, сказал «Основной смысл жизни — в любви, которую мы питаем ко Христу?» Думаете, протоиерей какой-нибудь из Ивановки на воскресной проповеди? Нет, Карл наш, знаете ли, Маркс. Сочинение в гимназии писал. И что же потом случилось с человеком, когда он вообще себя с Люцифером уравнял? «Я высоко воздвигну мой престол, /Холодной и ужасной будет его вершина./ Основание его — суеверная дрожь, /Церемонемейстер — сама чёрная агония». Как он сделался богоненавистником и богоборцем? Весьма поучительное исследование, которое помогает впоследствии с некоторой настороженностью относиться к любой личности, через три слова пафосно произносящей «Аллилуйя!». Кто его знает, набожного, может, он просто матом ругаться недавно бросил?

Так что всякое дело, освященное Христом, помогает снять множество подобных вопросов, правда, не так как сказано в статье. Процитирую опять, хоть и не особо к месту: «Ответ обязательно окажется на поверхности!» Нет, дорогие мои, он там окажется, если вашей любимой книгой будет Евангелие, а любимыми видами спорта — поклоны и стирка носовых платков от осознания того, кто вы есть. А до этого будем шишки набивать, чтобы докопаться, что Богу угодно, а что угодно себе любимому. Очень хорошо о напряженности нравственной жизни  в своё время написал протоиерей Владислав Свешников в фолианте «Очерки христианской этики». Там почти 900 страниц виртуозного текста на эту «поверхностную» тему.

Возвращаясь к нашей теме, защитилась я с «непроходной» темой так, что даже в самых смелых мечтах померещиться не могло. Всё было против: кафедра, которая не заходилась в восторге от странной работы, мягко скажем; возмущение научной общественности словом «православный» на обложке диссертации (в третий раз в светской работе на Северо-Западе России в 2003 году); докторский диссертационный совет, впервые столкнувшийся с именем святителя Иоанна Златоуста (что за птица такая неизвестная?) и т. д. Чем не поле, для возникновения противоречий Библии, своим принципам и прочим нравственным вещам? А потом приходит Христос и творит чудо: затворяет уста несогласных, вразумляет сомневающихся и водворяет правду на то место, где ей должно находиться. Счёт «13:0» к вящей славе святителя.

Мне давно кажется, сколько по пословице ни крестись, что основная проблема нашей жизни — не частности (во что одеваться, как кланяться, где работать, во что играть, «съездить на весь день с твоими братьями и сестрами в монастырь или остаться дома с семьей, готовиться к экзаменам и заниматься» и проч.), а глобальности, главная из которых — недоверие Христу. Т. е. ты боишься идти против мира сего в профессии ли, в быту, в социуме, потому что не веришь в то, что Христос тебя любит и не даст тебе прилюдно загнуться от проблемы, которую ты не понесешь. Ты веришь только в то, что мир тебя, несчастного, сожрет, долго при этом разжевывая, и что это больно, страшно и невыносимо, и ты в этом испытании будешь одинок. И чего стоят тогда твои «Господи, помилуй»? Лучше буддийский молитвенный барабан вращать. Честнее.

Вынося мемуарный цирк за скобки, начинаем думать серьезно, искать ответ на вопрос: что сказал Господь наш Иисус Христос о важности профессионального самоопределения человека? Сначала вдоль Новый Завет читаем, потом поперек, чтоб не пропустить ненароком чего-нибудь судьбоносного. И в результате приходим к простому ответу: ничего. Христос в Своих проповедях не обнаруживает интереса к целесообразному профессиональному труду, общественным благам, а также прогрессу в науках и искусствах. Все это находится вне Его кругозора. Почему? Потому что это факультативная проблема, если и занимающая, то незначительное место в нравственном поле. Духовное становление человека зависит от того, что он ставит целью своей жизни —  деньги, должности, комфорт, греховные удовольствия или Царство Небесное. Всё. И эта цель пронизывает все его движения по земле: в семье, на учебе, на тусовке, в библиотеке, на работе, в храме, на рыбалке, на смертном одре. Поэтому куда важнее изначально определиться, что тебе жизненно необходимо, прямо как воздух, и стоять за это через «не хочу, не буду, не могу», тогда даже работа посудомойки явит тебе пользу.

И последнее. Весь мой текст — это не критика статьи, вынесенной в заголовок. Она дидактически верна, написана простым человеческим языком и принесет пользу, новоначальным-то точно. А я тут просто вношу дополнения. Скорее, для «ветеранов» наших нестройных рядов. Храни всех Бог!

Валентина Калачева


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *