От лирике к прозе или как совместить служение Богу и учёбу/ работу?

Автор: | Май 28, 2016

Зарисовка

38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

(Лк. 10, 38-42)

Многие только приходящие к вере или интересующиеся хотя бы раз задавались вопросом как можно совместить учёбу/работу со служением Богу, чтобы эти два жизненных поприща не мешали друг другу, не противоречили принципам того или иного человека. Ведь каждому хочется, чтобы в его душе воцарилась гармония и более-менее (хотя в наше время это весьма сложно) стали понятны главные цели и основания жизни…

Осенью прошлого года в воскресной школе в ходе обсуждений промелькнула фраза: «Если Бог будет на первом месте, то остальное будет на своем». В дальнейшем эти слова всё чаще и чаще напоминали о себе. Казалось бы, всё гениально и просто.  Только как эти слова претворить в нашу такую простую, но насыщенную жизнь?Pensive Student in Classroom

Однако, когда ты начинаешь задумываться и перед тобой возникает выбор (например, съездить на весь день с твоими братьями и сестрами в монастырь или остаться дома с семьей, готовиться к экзаменам и заниматься), стоит «остановиться, оглядеться» и серьёзно решить, что на данный момент лучше, полезнее, чего душа просит.

Сегодня люди не всегда понимают, для чего живут, работают, учатся, и поэтому не всегда находят себя в жизни и в профессии. Быть может, не там ищут? В лучшем случае они считают, что нужно просто соответствовать некому уровню жизни: выучиться в школе и институте, пойти работать (чтобы как можно больше зарплата была, а то ведь не прожить, семью не прокормить), детей в люди вывести. Всё одно за другое цепляется, и наша жизнь превращается в рутину, не оставляющую даже повода для радости. Все несем свой крест, работая не там, где нравится, либо просто не зная и не видя своего истинного предназначения. К тому же о Боге перестаем думать… Прямо беда. Как с этим разобраться?

Конечно, здесь не должно быть крайностей. И везде должна быть мера. Вот какой пример привел Алексей Ильич Осипов, профессор Московской духовной академии, отвечая на вопрос «Как совместить работу военного, в органах внутренних дел, а также работу в шоу-бизнесе, клубе, ресторане с христианской жизнью, если у человека нет возможности менять профессию?»

«Сейчас у нас мораторий на смертную казнь, но представьте, что она есть, и, следовательно, требуются люди, которые будут приводить ее в исполнение. И вот пришел бы чиновник и сказал: даю большую зарплату, кто из вас согласен приводить в исполнение смертную казнь? Многие бы согласились? Думаю, нет. К чему я это говорю?
Я понимаю, в каких трудных условиях подчас существуют люди, но есть нравственные ограничения, которые мы переходить не можем. Они существуют, и это надо знать. Вспомните о мучениках, которые не просто попадали в тяжелые условия, а подвергались истязаниям, и они не отрекались от веры. Это надо помнить и это может нам помочь в таких сложных ситуациях. Если я понимаю, что работая здесь, отступаю от Христа, то я должен решить, кем я хочу быть: или — или. Возможно, завтра ты умрешь. Мы не знаем, сколько мы проживем. Никто не знает».

Жизнь наша будет тяжела, поэтому очень важно внимательно и с умом подходить при выборе своего дела, профессии. Работа и учеба не должны человеку мешать жить, а должны быть полезным, но и в тоже время приятным занятием. Сложно найти явную пользу, к примеру, от работы посудомойки, но ведь это можно считать своего рода послушанием. Однако в каждой профессии есть свои подводные камни, опасные стороны, где человек может затеряться. Что можно посоветовать в такой ситуации?

Businessman in front of a choice

Во-первых, обратиться, если есть такая возможность, к батюшке, к своему духовнику, чтобы выслушать его мнение о предполагаемом выборе места работы. Во-вторых, сесть и подумать, поразмышлять, чем ты занимаешься сейчас, для чего живешь, чем обоснован выбор дела, какую практическую и духовную пользу приносишь себе и другим окружающим людям? Подумать, не противоречит ли сегодня твоя работа/учеба христианским заповедям, а если противоречит, то в чем и как это устранить? Ответ обязательно окажется на поверхности!

Мы с коллегой по статье бурно обсуждали вопрос о значимости разных профессий,  их пользе и совмещения с христианским образом жизни. Мы взяли на наш взгляд самые наглядные примеры тех профессий, чем в основном занимаются наши братья и сестры. Это: политики/политологи, педагоги (дошкольных, образовательных и высших учебных заведений), музыканты, ученые.

С политикой и наукой дело обстоит сложнее всего. Как нам кажется, весьма субъективные профессии и действительно очень сложно не противоречить Библии, себе, своим принципам. Особенно если политик или ученый — публичные люди.

Преподавание — хорошее дело, передача ценных знаний и обогащение внутреннего мира учащегося. Однако есть грань между учителем и “домомучителем». Учитель дает знания, но вместе с тем уважает мнение своих воспитанников, помогает раскрыть индивидуальность каждого из них.

В музыкальном мире тоже есть свои сложности. С одной стороны, безусловно, работу нельзя назвать рутиной, всегда много ярких впечатлений от концертов, гастролей. Но на пути встречаются, достаточно возбудителей вируса под названием грех. Это и тщеславие, гордость, гордыня, зависть и т.д. и т.п. Есть и много плюсов: это учеба на практике — единения со всеми сидящих в оркестре или в любом другом музыкальном коллективе. А при таком раскладе все, особенно в момент концерта сплачиваются, и забывает о своей яркой и неповторимой индивидуальности, отрекается от самого себя ради великого, ради музыки, ради идеи общности.

Вход в Царствие Божие требует от нас постоянного служения Богу. Многие святые оставляли мирское и уединялись для молитвы и помощи ближним. Но нужно ли и нам, современным христианам оставлять работу/ учёбу ради служения? Очень ярко отвечает на этот вопрос притча о Блаженном Антонии Великом и Кожевнике.

 7_8«Однажды блаженный Антоний молился в кельи своей, и был к нему глас:
— Антоний! Ты ещё не пришёл в меру кожевника, живущего в Александрии.
Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошёл в Александрию. Когда он пришёл к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику:
— Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришёл я сюда, оставив пустыню.
Кожевник отвечал:
— Не знаю за собою, что б я сделал когда-либо и что-либо доброе; по этой причине, вставая рано с постели моей прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моём прежде, нежели лягу спать.
Услышав это, блаженный Антоний отвечал:
— Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир (Мф. 13, 45-46), сидя спокойно в доме твоём, стяжал Царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими.»

Достичь Царствия Божьего можно и в миру, как кожевник. Он встретился с Богом в своем сердце и со смирением и кротостью молился о спасении ближних, занимаясь работой. Уединение, безусловно, полезно, но не у каждого есть возможность наедине с собой и Богом найти ответы на вечные вопросы и понимание, как этого достичь.

Так же с терпением и пониманием нужно относиться и нам к своим ближним. Будь то коллеги по работе или однокурсники. Ведь общаться приходится порой очень с разными людьми, с разным жизненным опытом, ментальностью. Тогда в полной мере перед человеком отрывается многообразие мира. К счастью в наше время православным христианам предоставляется прекрасная возможность ездить в паломнические поездки, лагеря, чтобы немного прикоснуться и даже пожить почти монашеской жизнью.

И обобщая всё вышесказанное работа, учеба, семья — это наш крест и мы обязаны его нести, а Бог, находясь в сердце человека, поможет нам любить своих ближних и помогать им.

Анастасия Тихонова
Анастасия Сошневская


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *