Путь веры

Автор: | Октябрь 4, 2016

В понедельник, 3 октября в Духовно-просветительском православном Центра во имя преп. Александра Свирского прошло первое занятие миссионерского курса «Шаг веры». Название этого курса было выбрано не случайно – действительно, для того, чтобы поверить в Бога и тем самым кардинально изменить свою жизнь, нам требуется сделать всего один шаг. Этот шаг – действие нашей свободной воли, встающей перед выбором: верю – не верю. Бывает такое, что одним шагом и ограничивается духовная жизнь человека, при которой в его душе неведомым образом поселяется таинственный и подвластный самому человеку «бог». Но бывает и иначе – этот шаг становится началом долгого и трудного пути к истинному Богу – путём веры.

1-Xr82DJv_cu9czAfjJVYDHw
Так устроено Богом, что с точки зрения «трезвого» разума многих людей христианская вера непознаваема и даже, на первый взгляд, абсурдна. Христиане ещё со времён апостолов были в глазах людей этого мира безумцами и неудачниками. Те доказательства бытия Бога, которые приводились различными богословами и философами в разное время, многие закоренелые атеисты могут с лёгкостью опровергнуть. И это произойдёт не потому, что эти доказательства неубедительны, а потому, что атеисты изначально не верят в Бога, не хотят признавать Его существование и потому будут придумывать всё новые объяснения своих теорий. Казалось бы, с тем научным и технологическим прогрессом, который мы наблюдаем в наше время, люди всё больше должны видеть невероятную гениальность Бога, создавшего столь удивительный и прекрасный мир. Но всё происходит с точностью до наоборот – наш разум просто воспринимает новую информацию об устройстве мира под тем ракурсом, на который его настраивает сердце. Может, конечно, произойти ситуация, когда человек под действием непредвзятых умственных размышлений в конце концов логически признает существование Бога – как это произошло с волхвами, пришедшими к младенцу Христу, но путь этот очень ненадёжный и может привести к тому, что человек, познавший таким образом Бога, и дальше будет стараться понять всё своим умом, а это грозит ему искажением Божественной истины и впадением в ересь. Вера в существование Бога исходит в первую очередь от сердца и уже в зависимости от него действует наш разум.

Если мы думаем, что, однажды уверовав в Бога, на этом мы закончим безоговорочно принимать как истину всё, что говорят нам, в частности Церковь и Священное Писание, то мы заблуждаемся. На самом деле, во всём, что касается духовной жизни, мы не встретим тех неопровержимых доказательств, к которым мы привыкли в нашем исполненном рационализма мире. Как только с точки зрения разума доказать мусульманам и иудеям, что Иисус – Бог, воскресший из мёртвых? Если бы это было так просто, то ислам и иудаизм давно бы уже перестали существовать как мировые религии. Тем более невозможно понять нашим плотским умом, что Бог един в трёх Лицах, или что хлеб и вино во время таинства Евхаристии претворяются в Тело и Кровь Христовы. Однажды я слышал искреннее недоумение одного мужчины по поводу всеобщего воскресения: на земле жили миллиарды людей, так как же при «конце света» Бог будит судить их всех сразу? Если ты не веришь, то для тебя это, конечно же, невозможно. Но мы «веруем, потому и говорим» (Пс. 115, 1), и вера для нас – это не предположение, не страх ошибиться, а твёрдое и непоколебимое знание, уверенность, данная нам самим Богом и доносимая Церковью. И перед этой верой рушатся все «разумные и трезвые» измышления и доводы, приводимые атеистами.

Но почему Господь не устроит так, что нам будет всё понятно и с точки зрения только разумных аргументов? Например, мы можем абсолютно спокойно и понятно объяснить образование различных явлений природы – ветра, дождя, засухи и т. п. Никто в них не сомневается, ведь знание о них получено не через принятие «на веру», а путём наблюдений и экспериментов, то есть всё очень логично. На самом деле, подобное уже происходило в Израиле примерно две тысячи лет назад: иудеи видели бесчисленные чудеса, которые творил Христос, и это не помешало им чуть позже кричать на суде у Пилата: «Распни! Распни Его!». Вся их вера куда-то исчезла, хотя они видели явные подтверждения Божественной природы Христа. Наверное, если бы мы видели очевидные доказательства существования Бога, не вызывающие ни у кого сомнений, то это в определённой степени лишило бы нас возможности выбора: следовать за Ним или нет. И наше исполнение Его заповедей носило бы определённой оттенок рабства и повиновения, в котором нет самого главного, чего от нас хочет Бог – любви.

Вот и получается, что, сделав только шаг на пути веры, мы должны быть готовы верить и принимать ещё много такого, что нам кажется на первый взгляд немыслимым. На этом пути отсекается наше своеволие, и мы учимся следовать всему, чему нас учит Бог. Но как поверить Богу? То есть не просто признать, что Бог объективно существует, а ещё и следовать тому, что Он говорит? Наверное, здесь должно проявиться наше доверие к Нему, а ещё лучше сказать – наша любовь. Как не станем мы сомневаться в истинности слов и намерений наших близких и любимых людей, желающих нам только добра, и при необходимости сделаем то, о чём они нас попросят, так же и с Богом. Человек, любящий Бога, будет верен Ему во всём до самой смерти, и потому не станет сомневаться в истинности сказанных Им в Священном Писании слов и верности церковных догматов. Поэтому наша любовь к Богу – это лучшее средство для укрепления веры. И ещё это добрые дела, или лучше сказать – наша жизнь по вере не только на словах, но и в действии.

Роман Садовничий


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *