В мире, но не с миром

Автор: | Ноябрь 19, 2016

Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,
не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2:15-17)

            Мы часто говорим о том, что христиане должны быть далеки от всего того, что есть в мире, от всех его искушений и соблазнов. Причисляя себе к Церкви Христовой, мы становимся противниками всех мирских обычаев, в которых нет правды Божьей, но которые для нас отныне грех и гибель души. Но в то же время, борьба с грехом и искушениями есть дело всей нашей жизни и ослабление в этой духовной брани часто приводит к нашему падению – мир стремится вернуть нас к себе любой ценой.JIXup5IG0Wg

Господь, обращаясь к каждому из нас через Своего Апостола, говорит: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). Это не про мир в понимании его как космоса, природы или окружающих нас людей, которые являются творением Божьим: здесь говорится про мир греха и порока, который в той или иной степени властвует вокруг нас. Очистившись водою Крещения, умерев и воскреснув вместе со Христом, человек рождается для жизни вечной, для жизни с Богом и в Боге. Отныне каждому из нас открыто Царствие Небесного, каждого из нас зовёт к Себе Христос. Как блудный сын, некогда пасший свиней и желавший насытиться тем, чем их кормили, и затем возвратившийся в дом Отца своего, каждый человек призван оставить все те похоти и страсти, которые владели им ранее, и прийти ко Христу. И именно в единении с Богом и состоит всё то, что мы привыкли называть «счастьем» – это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Но это счастье невозможно без того, чтобы оставить прежний образ жизни, чтобы совлечься своего ветхого человека. И как больно видеть, что часто в нас, христианах, «возложивших руку свою на плуг и озирающихся назад» (Лк. 9:62), действуют всё те же страсти и желания, какие были и раньше.

Приходя в храм, далёкий от Церкви человек стремится увидеть в Ней святость и праведность. И хотя все мы знаем, что Церковь – это лечебница, в которой люди стараются исцелиться от своих духовных болезней, и поэтому увидеть в ней можно разные примеры, всё же этого «захожанина» тоже можно понять: где же ему ещё увидеть святость, если не в Церкви? Каждый, хотя бы примерно знакомый с Евангелием, знает, какой высокий нравственный идеал ставит Христос перед нами: Он призывает нас к кротости и любви, смирению и воздержанию, милосердию и нестяжанию. И именно этого ищет в Церкви посторонний человек. В чём, главным образом, обвиняют Церковь люди, от неё далёкие? В том, что мы неправильно веруем? – об этом они почти не говорят (правда, просто потому, что о вере в принципе мало знают). Нет, чаще всего нас как раз обвиняют в жизни не по Евангелию.

Критика в адрес Церкви в целом и в отношении отдельно взятых верующих не является для нас чем-то новым – так было всегда и везде, с самых первых дней зарождения христианства. Но мы должны учиться эту критику анализировать и делать соответствующие выводы. С одной стороны, конечно, сама суть учения Христа идёт в разрез с интересами этого мира: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18). Но, с другой стороны, мы сами часто становимся причиной этой критики. Если всё наше христианство – это только борода, длинная юбка и платок на голове, а заповеди Христа являются предметом отвлечённым, то мы не лучше тех ветхозаветных фарисеев, которых Иисус в лицо называл лицемерами. Если, приходя в храм, мы приносим с собой всю мирскую грязь (пересуды, сплетни, раздражительность, самолюбие), а, выходя из него, мгновенно погружаемся в море всевозможных житейских забот, не стремясь хоть ненадолго удержать в себе полученную Благодать, то этим только оскверняем храм Божий. Православные ярмарки, которые, к сожалению, стали с такой регулярностью проводиться в нашем городе, у людей, для которых духовная жизнь поистине есть ЖИЗНЬ, вызывают только скорбь и сожаление, а для людей нецерковных являются предметом смеха и раздражительности. Это происходит потому, что под вывеской Православия, которое единственное доносит до нас истинное понимание Бога и говорит о спасении души, на этих ярмарках люди часто видят ту же «Ленту» или «Сигму», то есть всё то, к чему они так привыкли в своей повседневной жизни.

Почему же так происходит? Почему мы, призванные к святости и праведности,  меняем их на суррогаты этого мира? Наверное, потому, что этот мир по-прежнему живёт в нас и диктует нам свои законы, а мы их слушаемся – просто потому, что это нам нравится. Змей не заставлял Еву есть плод с древа познания добра и зла, он только ей это предложил, ну а что было дальше, мы все хорошо знаем: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Если мы больше будем любить Бога, Который несмотря на всю Свою трансцендентность, есть в то же время Личность, Который явился во плоти и принял на Себя все наши грехи, то мы будем стараться всей жизнью, всей своею «душою, крепостью и разумением» искать Его и стараться исполнять Его заповеди. И тогда наша любовь к Богу будет несравненно выше всех мирских искушений и соблазнов, и они больше не будут иметь над нами власти.

Каждый человек жаждет святости и правды, даже сейчас, при всё большем умножении греха. Пускай часто на уровне подсознания, но это жажда есть. И хотя, конечно, всё это в его полноценном выражении мы можем найти только во Христе, но и в то же время каждый из нас есть образ Божий и призван уподобиться Ему, стать таким же совершенным, каким является Христос. Нам нужно отбросить все те жалкие лохмотья мирской жизни и облечься в поистине царские одежды, которые даёт нам Сам Господь. Пускай мир со всеми его страстями и похотями навеки останется за стенами Церкви и тогда изменится не только наша с вами жизнь, но и жизнь тех людей, которые стараются увидеть в нас истинных учеников Христа.

Роман Садовничий


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *