С пением легче раскрыть свою душу

Автор: | Ноябрь 2, 2016

По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, архиепископа Монреальскаго и Канадского Гавриила, Церковно-музыкальная комиссия при Архиерейском Синоде и Николаевский кафедральный собор в Монреале (Канада) провели «XXV ежегодный церковно-певческий съезд Северо-Американских епархий Русской Зарубежной церкви». Тема съезда: «О дальнейшем развитии русского богослужебного пения в наши дни: Художественные перспективы / аспекты техники и мастерства».
Каждый год, в октябре, чаще всего на праздник Благодарения, проводится съезд певчих и регентов русской зарубежной церкви. Город и храм, которые будут принимать гостей съезда, ежегодно выбираются и утверждаются церковно-музыкальной комиссией при Архиерейском Синоде. В 2016 году честь выпала городу Монреаль и Свято-Николаевскому кафедральному собору.  Из разных уголков Америки и Канады, из больших и малых приходов приезжают на конференцию не только клирики, но и прихожане.

1ZVzQZ0q0aoПравославная энциклопедия определяет Богослужебное пение «как форму совместной молитвы участвующих в богослужении».  Его задача, в отличие от светского искусства, не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу Церкви, пробудить покаянное чувство и духовное переживание.

Конференция длилась 4 дня и имела важное значение в деле исследования богатства и красоты музыкальной традиции Русской Православной Церкви. Большой интерес у участников съезда вызвало выступление монахини Иулиании (Денисовой), специально приглашенной организаторами съезда для работы со сводным хором участников и сообщения доклада.
В настоящее время монахиня Иуалиания является старшим регентом Свято-Елисаветинского монастыря (Минск, Белоруссия). Матушка сочиняет песнопения и делает обработки уже известных произведений для своего хора, с которым она стала известна во многих странах мира. По словам матушки Иулиании «распев – это звуковая икона», и лучше всего такую звуковую икону оживляет пение, во время которого внимание поющих и слушателей сосредотачиваются на словах молитвы.

Какое же значение имеет хоровое пение для соборной молитвы?
Церковное пение является выражением духовных переживаний человека. Практически всё богослужение поется: хором, священником, народом. Традиция петь службу восходит к глубокой древности, к самому основанию Церкви. Изначально пелись краткие псалмы, отрывки молитвословий. Со временем богослужебный Устав развился, приобрел современный вид, но пение осталось одной из самых главных его составляющих.
С пением человеку легче раскрыть свою душу, оторвавшись от мира забот и хлопот. К тому же и присоединиться к храмовой молитве легче, когда люди слышат пение и распевы, в душе становится намного теплее, более ясно ощущается какой именно момент службы настал. В какие-то моменты хор поет будто ожидая, внутренне сосредоточенно, молитвенно, или звучит празднично, в полный голос, славя Пресвятую Троицу и Всех Святых.  Тут же создается общехрамовый настрой, что и помогает держать людей в единении, не отпуская каждого «о своем».
Хор — это инструмент, для единства звучания которого нужен регент, иными словами дирижер. Регенту необходимо обладать большим багажом знаний и умений, без единого слова показать певчим когда вступить, какую ноту задержать, исходя из действия богослужения, подобрать репертуар, всего и не перечислить. Время не стоит на месте, поэтому требуется обучение: практика, теория, постоянное совершенствование дирижерских навыков.

На протяжении всех четырех дней проходили репетиции сводного хора участников, переплетаясь с мастер-классами и докладами таких знатоков своего дела как дирижер Петр Николаевич Ермихов, стажировавшийся в Санкт-Петербургской государственной Консерватории у И.А.Мусина; профессор музыкального факультета Принстоновского университета Николай Шидловский; профессор, композитор и ведущий преподаватель в летней школе литургической музыки (SSLM) в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) Курт Сандер. В результате плодотворной работы большой сводный хор, состоящий из опытных певчих и регентов, участников съезда, принял участие в службах Свято-Николаевского собора.  Хор, будто мастеровой инструмент, звучал разнообразными красками под управлением регентов, сменяющих друг друга на протяжении службы. Это уникальное явление, здесь каждый ощущал себя человеком, дающим жизнь «звуковым иконам», обращаясь своей молитвой к Богу.

Храм звучащий! Он встречал прихожан голосами певчих, которые стали духовно близки друг другу.  Всенощное Бдение служили сосредоточенно, молитвенно, в атмосфере единения людей православной веры. На утро Воскресения, звуки уже праздничных песнопений хора, славили Бога от имени всех присутствующих.

Божественную Литургию Архиерейским чином совершали архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил и  архиепископ Оттавский и Канадский Ириней.

Какое счастье побывать на таком торжестве песнопений. Существует понятие — музыкальное приношение. Это некая жертва, похвала, через которую мы выражаем свою признательность и любовь. Что может принести человек Богу? Он может воспеть и прославить Его через молитву.

В честь окончания съезда Сестричество Свято-Никольского кафедрального собора г.Монреаль угощало всех участников и гостей обедом.

Съезд регентов и певчих Русской Зарубежной церкви – это многолетняя традиция, и ее постоянно подхватывают в мире.  Поэтому весьма приятно, что в ноябре этого года пройдет «I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви» в г. Москва.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *