Фигурное катание по ноябрьскому льду

Автор: | Ноябрь 26, 2016

«Революция! Ты научила нас верить в несправедливость добра! Сколько миров мы сжигаем в час во имя твоего святого костра!» — напевала я себе под нос, шагая 24 ноября на научно-практическую конференцию «1917 — 2017: уроки столетия для Карелии» в ПетрГУ. Посвящена она была вековому юбилею февральской революции и являлась этапом XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

1917 уроки столетия - копия

Организаторами конференции выступили: Петрозаводский Государственный университет, Петрозаводская и Карельская епархия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры РК, Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации, Карельский Научный центр РАН. Такой список как нельзя лучше свидетельствует об укреплении сотрудничества общественности, государственных и церковных структур, а также плодотворном формировании, развитии и возрастании, внедрении, расширении и углублении, а также положительном усилении всего самого наилучшего. И на этом можно было бы закончить, потому что всё равно необходимое уже изложено в официальных документах, и какое нам дело до деталей, когда подобные мероприятия будут регулярно проводиться для воплощения в жизнь, совершенствования, созидания, демонстрации консолидации и прочей «–ации». Но мы же живые люди и ходим туда не за расширением своего терминологического аппарата, а чтоб на человека посмотреть, слово душе на пользу от него услышать и дальше с этим словом как-то существовать. Потому что в наших широтах православные широкомасштабные мероприятия, где анализируют, рассуждают и дискутируют редки почти что, как кони у ацтеков. Так что есть смысл оглядеться и извлечь уроки, тем более что само название конференции нас к этому исподволь подталкивает.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

На пленарном заседании присутствовало весьма представительное собрание государственных и общественных деятелей, все цвета социального спектра: чиновники, ученые, преподаватели — это в основном men in grey, священнослужители — однозначно men in black, и прочий народ Божий — пестро цвел, как летняя клумба. Патриотическая нотка прозвучала очень убедительно — я лично впервые услышала государственный гимн целиком. Слушали сосредоточенно и молча по сложившейся традиции. Помнится, когда в роли гимна у нас выступала известная мелодия М. И. Глинки «Славься!», то в прессе возмущались: как можно! почему в России у гимна нет слов?! как можно мычать свой гимн?!! Теперь даже не мычат. Ну и судя по выражениям лиц современников, негуманно отрывать людей от смартфонов на столь длительное время.

mKj7Hv8wbDA

Доклады были глубокими и содержательными. Мы прослушали о тяжкой доле нашего народа, в которой виноваты революционеры, масоны, спецслужбы, монархисты и прочие факторы извне. Как говорил Владыка Константин, «революция — дело сатанинское», а в таких мутных делах разве до внутренних причин? Если хочешь достать человека до ума — учи теорией, если до сердца — примерами. Речь нашего митрополита при всей научности была обращена к сердцу. Когда он рассказывал о церковных аспектах революционных событий 1917 г. в Олонецкой епархии, складывалось впечатление, что это личное свидетельство — настолько образной и эмоциональной была его речь. Перед глазами буквально вставали члены Временного правительства, «высчитывающие, у кого масонский градус круче», и солдаты кайзеровской Германии, «пялившиеся на киевские витрины с колбасами и булками». Как будто сами там побывали!

Плотность научной информации на заседании была такова, что у людей в штатском через полтора часа на лицах были написаны смирение и кротость, а у людей в черном — недоумение, за какие такие добродетели они сподобились участи сюда попасть. Так, к патриотической нотке прибавилась духовно-нравственная, тем самым создав торжественный музыкальный интервал. Особенно удивлял язык некоторых ораторов, для которых, похоже, главный урок столетия — это стабильность, в том числе категориальная. «Церковь — учреждение для нравственного воспитания граждан, проводник борьбы за нормализацию духовной жизни» и прочие умные глаголы держали зал в напряжении до оцепенения.

После пленарного заседания воспрянувший народ распределился по секциям, где самые выносливые заслушали актуальную информацию о событиях, людях, исторических источниках, просвещении и социальном служении в рамках заявленной темы. Я ж направилась на секцию «1917 — 2017: молодежное служение в церкви», хотя по возрасту, семейному статусу и выражению поизносившегося лица уже не православная молодежь, а мать православной молодежи.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

На молодежной секции говорили живо, эмоционально и без необходимости синхронного декодирования с русского на русский. Юношам еще предстоит набраться соответствующего опыта, окрепнуть в деле созидания путей диалога из монологов и обратно. А пока отец Станислав Распутин и отец Константин Савандер с легкостью раскрывали тонкости православной миссии в мире и положение духовенства до 1917 года и после него. Остальные вещали о насущном для тех, кому до 30. Допустим, сколь красноречиво ни убеждай меня, что пользоваться смартфоном надо с оглядкой на библейские цитаты, мне и друзьям моим лепшим такие духовные трюки оказались не под силу. Мы, как при царе Горохе, взяли да повыбрасывали эти полезные информационные инструменты от греха подальше и пользуемся «дровами». Причем один мой приятель, работник киноиндустрии города Москвы, как-то умудряется еще и в интернет не каждый день нырять. Я у него поинтересовалась: как же ты дела вершишь в суете столичной без этих приспособлений? Езжу, отвечает, на транспорте, звоню или лично встречаюсь. И ничего — выдерживает, анахорет долгобородый, и пример подает мне, сомневающейся на всех информационных путях своих. А для молодежи гаджеты — да, остро, как перец чили. Поэтому надо эти вопросы штудировать вдоль и поперек. Тем более, что и получается убедительно. Мне доклад Виктора Семенова «Безопасность личности в информационном обществе» понравился — и с точки зрения подбора иллюстративного материала, и по содержанию. Можно его с этой лекцией в разных редакциях по школам запускать на классные часы или ОБЖ. Даже ребенок будет способен оценить, «что хотел сказать автор».

5V1lGLQ-hdU

То же самое относится к выступлению Виктории Носовой «Социальное служение приходов церквей города Петрозаводска». Практикоориентированный материал, необходимый для социализации детей и подростков, а также работающий на формирование положительного имиджа Православной Церкви у населения. Даже у верующего. Не всё молодежь «чаёк попивает», часто и трудится так, как нам только снилось в героических снах. И тут я подзаведусь маленько, потому что мне не вполне приглянулись «отцовские» интонации в отношении подопечных своих. Не знаю, что там конкретно имелось в виду, под заявлениями типа: «чего там еженедельно Евангелие читать бестолку» или «мало вы делаете», но… Я до сего года мало сталкивалась с местной «православной Сорбонной», когда под каждым кустом у нас то Библию читают, то Псалтирь толкуют, то основы нравственности укореняют, то семинары проводят. В этом году походила, посмотрела, послушала и выводов у меня напрашивается два. Первый: если б меня в 20 лет так учили и носились бы как и писаной торбой, то как минимум, некоторых смертных грехов получилось бы избежать. А это много. Второй: слава Богу! Слава Богу, что есть люди, которые на высоком методическом уровне способны организовать занятия, на коих есть к чему ум и сердце приложить и профессору и простецу. Слава Богу, что они способны произносить слова святые с силой и от сердца к сердцу. Слава Богу, что на эти полтора часа практически КАЖДЫЙ ДЕНЬ люди могут оторваться от планшетов своих и погрузиться в качественную проповедь. Слава Богу… Слава Богу… Слава Богу… А то, что чего-то там у нас мало и в глаза не бросается, так это плоды этих жизненно необходимых занятий, потому что какой, простите, дурак, пойдёт на себя плакат вешать о своем доброделании и обнародовать свой путь духовный? Человек — это восьмое таинство, чтобы так запросто о нём далеко идущие выводы делать. Я вокруг себя только бескровных мучеников за веру вижу, из тех, кто как-то подвизается вне зависимости от возраста.

C9XaBCDNO2Q

Александр Тихонов с докладом «Молодежь в Церкви: между волонтёрством и общиной» начал за упокой. Что, дескать, уйдем мы отсюда все с тяжелым сердцем. А с чего, собственно? В кои-то веки христоцентричные доклады послушали, а Христос-то воскрес! Поэтому остальные «катаклизмы» воспринимаются не серьезнее прогноза погоды, чье лицо меняется быстрее нашего. Говорил Тихонов, как диссидент 60-х: правильные, обоснованные вещи, которые почему-то вдруг «могут быть использованы против вас». «Жисть наша» такая, своеобразная. Молодежное служение в отрыве от Церкви невозможно, все эти «Православие и спорт» и проектировочная деятельность — лишь инструменты, причем не самые-самые, для обслуживания основной цели. А какая цель у молодежного служения? Да ровно такая же, как у православной педагогики, которая понимается как «детоводительство ко Христу». Заорганизованность и «мероприятийная педагогика» были разбиты вдрызг даже светскими авторами времён канувшего в Лету СССР с пионерией и комсомолом. А в нашем тесном православном кругу ярмарка да флэшмоб — прямо панацеи, служащие к «возбуждению покаянного духа в невоцерковленных слоях населения». В этих слоях покаянный дух может возбудить только массовый террор, да и то не у всякого. Это нам красноречиво демонстрируют уроки 1917 года. Так что если некому будет работать над «духовным возрастанием участников молодежного служения», а попросту говоря, если Христа не поставят в центр жизни, то «братья и сестры» однажды закономерно превратятся в братву, и не важно, какие патриотические лозунги будут лететь из их уст к нижним слоям атмосферы.

И есть у меня смутное подозрение, что собирались мы на этой конференции в конечном итоге ради того, чтобы, как писал А. Вознесенский о Ленине (всё ж вокруг революционного столетия разговоры велись), «в суете мы суть не проглядели». Хотя возможно, я опять чего-то не поняла. Ну да не впервой.

Валентина Калачева


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *