Пугающее православие

Автор: | Декабрь 28, 2016

Возвращаясь в минувшую субботу со всенощной службы и проходя невдалеке от католического храма, я вспомнил о том, что завтра католики, живущие по григорианскому календарю, празднуют Рождество Христово. Тут у меня возникло непреодолимое желание заглянуть к ним в храм и посмотреть, как у них происходит богослужение, послушать их песнопения. С моей стороны это было не более чем любопытство – я прекрасно понимаю, что католическое вероучение несёт в себе ересь и не испытываю к нему никакой тяги. Когда я вошёл в храм, служба уже закончилась, но часть прихожан оставалась в храме: кто-то беседовал со священником, кто-то молча сидел на скамье; невдалеке накрывали на стол. В основном это были люди среднего возраста, многие с детьми; присутствовала и молодёжь. Я редко посещаю храмы, принадлежащие другим конфессиям, поэтому мне было очень интересно наблюдать за прихожанами, изучать внутреннее обустройство храма. Пожалуй, что меня больше всего удивило в этом храме, особенно на контрасте с нашими православными церквями, это, если можно так выразиться, человеческий подход к делу. То есть, как и во всех остальных католических храмах, это скамейки (не несколько, как у нас на приходах, а практически везде, где есть для них место), красивые рождественские украшения в западноевропейском стиле, лояльность в отношении одежды (ни юбок, ни платков у женщин я не заметил), да и в целом все прихожане выглядели очень интеллигентно. Словом, было всё то, к чему мы так привыкли в своей повседневной жизни. Если бы я был человеком неверующим, то мне, пожалуй, здесь бы понравилось.

273e2b4ee65ede8aa4e5895c97d8c39a

Я задержался в этом храме всего на несколько минут, но за это время получил всё то, за чем пришёл. После я возвращался домой и пытался провести сравнение между тем, что увидел у католиков, и тем, к чему я так привык в нашем православном храме. Сразу же представились клубы кадильного дыма, запах ладана, бородатые священники в своих широких облачениях, горящие свечи, строгие лики святых, смотрящие на нас с икон, и почти такие же строгие лица прихожан, сосредоточенных на молитве. Если добавить к этому ещё ворчливых бабушек, длинные и непонятные, на первый взгляд, богослужения и духоту, да ещё и приправить потоком злости, льющимся на Церковь из всевозможных СМИ, то во внешней привлекательности мы католикам, наверное, уступим. И уж, без всякого сомнения, мы уступим протестантам с их весёлыми песнями и приветливой атмосферой: для них мы кажемся чересчур серьёзными. На фоне этого мне вспомнился недавний разговор с одной пожилой женщиной-католичкой. Её дочь, исповедующая Православие, хотела и своего сына крестить в Православной Церкви. Бабушка этому не препятствовала, но сама твёрдо продолжала придерживаться католического вероисповедания, аргументируя это тем, что католические молитвы ей более понятны.

Следует сказать, что меня долгое время беспокоил и продолжает беспокоить один  вопрос: почему в нашей стране, большинство жителей которой хотя бы только формально исповедует православие, есть в то же время и католики, и протестанты? Ведь если внимательно всё рассмотреть, то очевидно, что и те, и другие ушли в раскол и исповедуют искажённое учение, и в то же время только Православная Церковь хранит ту истинную веру, которую нам передали сами апостолы и все Святые отцы. И эта вера нам доступна как никогда! Сейчас нет никаких гонений и притеснений православных христиан, издаются тысячи книг о вере, да и в Интернете необходимой информации о православии более чем достаточно. Тогда почему же люди предпочитают иное христианство?

После того, что я увидел в католическом храме и на основании того, что я в принципе знаю об устройстве жизни протестантских общин, мне кажется, что как раз вопрос истинности вероучения у большинства людей не стоит на первом месте. Я думаю, что если провести небольшой соцопрос в любом христианском храме с просьбой описать основные отличия своего вероисповедания от других, мы очень удивимся. Например, от Кого исходит Святой Дух – от Отца или от Сына? Существует ли чистилище и какова природа Фаворского света?  Нет, эти вопросы далеки от большинства верующих и потому их выбор – ходить к протестантам, католикам или православным – основывается на чём-то другом. Большинство из нас, вероятно, по традиции остаётся православными, но кого-то больше привлекают другие конфессии, и, на мой взгляд, это происходит как раз под влиянием внешних факторов, а не приверженности определённым догматам. Может, конечно, кто-то и перешёл из Православной Церкви в Католическую, твёрдо уверовав в непричастность Божией Матери к первородному греху, но я в этом сильно сомневаюсь.

Да, Православная Церковь в этом плане совсем неудобна. Она учит о том, что для спасения мало уверовать во Христа – надо ещё и жить по Его заповедям. Учит и тому, что спасение немыслимо без подвига – телесного и душевного – и поэтому приписывает нам поститься большую часть года, регулярно молиться, исповедоваться и причащаться. Церковь не старается нам на пальцах объяснить сущность Христа, но у неё для этого есть богатейший запас творений духоносных Святых отцов, которым Господь приоткрыл завесы, скрывающие тайны мироздания. Православная Церковь обладает несравнимым опытом духовной жизни, борьбы со страстями и взращивания добродетелей, которым готова поделиться с каждым. Всё православное богослужение складывалось на протяжении многих веков, будучи проникнуто теми духовными взлётами, которые переживали святые подвижники и к которому призваны все мы. Всё, что ни есть в Церкви, будь то Пасхальное богослужение, или же свеча перед иконой, имеет свой сакральный, таинственный смысл, который все мы призваны постичь и принять. Церковь учит не делам человеческим, а делам Божьим, и поэтому нам, которым всё нужно доказать и показать, Она порой кажется такой непонятной. Но ведь дело не в Ней, а в нас самих.

Неоднократно приходится слышать от разных людей, что они веруют во Христа, но в Церковь не ходят потому, что им сложно переносить горький запах храма, что им душно в храме, или что им не нравится, когда особо ревностные прихожане делают им замечания. Кого-то может смутить автомобиль, на котором ездит священник. В то же время, многие, смотря на простоту и понятность протестантского вероучения, уходят из Православной Церкви. Но ведь, всё это не более чем внешние проявления религиозной жизни, положительные и отрицательные, и при этом часто – жизни только определённого человека (священника или простого прихожанина) – и они не могут характеризовать сути всего вероучения. Это своего рода обёртка, которая нам может нравиться или нет, может сиять красотой или же быть испачкана и помята, но при этом хранить в себе истинное сокровище. И потому мы должны учиться видеть именно внутреннюю составляющую вероучения, а не делать свои суждения о нём лишь на основании внешних форм. Если мы будем не просто веровать, но и стремиться познать Истину, то эта Истина как раз и откроется нам в Православной вере, и тогда никакие искушения, будь то горький запах ладана или не всегда понятный церковно-славянский язык, не станут для препятствием на том пути ко Христу, которым нас ведёт Его Святая Церковь.

Роман Садовничий


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *