Культ плоти

Автор: | Январь 30, 2017

Сегодня стало очень модно следить за своим здоровьем: правильно питаться, заниматься спортом, воздерживаться от вредных привычек и прочее. Организуются целые клубы по популяризации здорового образа жизни, всё больше появляются магазинов, в которых можно купить «экологически чистую» еду, спортивное питание и всевозможные пищевые добавки. И вроде бы в этом нет ничего плохого, ведь наше тело, которое по слову апостола есть «храм Божий», тоже требует внимания и ухода, но, глядя как многие люди с головой уходят в попечение о своём теле, в сердце рождается сомнение, что всё это и в таком количестве действительно необходимо человеку. l0VLSNFAdag

Я очень хорошо отношусь к спорту, но в то же время меня очень удивляют и даже в некоторой степени умиляют люди, для которых спорт становится чуть ли не смыслом жизни: беспощадные тренировки, диеты, соревнования и, конечно же, всё новые и новые фотографии в соцсетях, чтобы поделиться с другими своими «успехами». Ну и нравятся эти фотографии точно таким же людям, для которых стройная фигура и рельефные мышцы являются жизненным идеалом. Конечно, занятия спортом укрепляют здоровье и волю человека, позволяют сохранять его жизненный тонус, что особенно актуально для нас, городских жителей, часто далёких от тяжёлого физического труда, но не более того. То же самое касается забот о правильном питании и телесной красоте: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Мы можем всю свою жизнь посвятить тому, чтобы быть красивыми, здоровыми и физически сильными, но неужели нас не смущает хотя бы тот факт, что даже при всей нашей современной медицине, рано или поздно наступит тот день, когда наша красота окончательно померкнет, силы иссякнут, и мы уже не сможем самостоятельно встать с постели. И, умирая, готовясь предстать перед престолом Божиим, не станет ли нам горько от того, что мы столько времени уделяли своему телу, совершенно позабыв о душе? «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).

Есть и другой пример подобных увлечений. Это когда человек, часто даже не особенно заботясь о своей внешности, делает уклон в сторону эстетических наслаждений и интеллектуального роста: это чтение хороших и интересных книг, регулярное посещение театров, концертных залов, постоянное самообразование, научная карьера. Всё это само по себе, конечно, отнюдь не является грехом, но насколько это позволяет нам быть ближе к Богу? Если Бог у нас на первом месте, а всё остальное занимает места в нашей душе согласно личным приоритетам, то нам не принесёт вреда ни театр, ни художественная литература. Но часто оказывается совсем наоборот: люди искусства, науки и образования, достигшие значительных высот в своей сфере и для многих являющиеся примерами и даже в некоторой степени кумирами, открыто называют себя атеистами и осуждают Церковь. Тут бы как раз полезно будет вспомнить, что апостолы, ближайшие ученики Христа, по большей части были рыбаками, людьми некнижными и неграмотными, но зато верными.

Конечно же, во всём этом нет ничего нового. Не обязательно иметь высшее историческое образование, чтобы привести аналогичные примеры как из отечественной, так и из мировой истории, но это нисколько не оправдывает подобные тенденции. Достаточно вспомнить ту ситуацию, которая сложилась в мире накануне Потопа: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:3, 4). На мой взгляд, это очень хорошо описывает и сегодняшние времена: каждый из нас в определённой степени исполин, когда те внутренние духовные силы, которые даровал нам Господь для работы над своей душой, мы обращаем в совсем иное русло. Так и сыны Божии, потомки Сифа, жившие в непосредственной близости Рая и имевшие общение с Богом, искушались телесной красотой дочерей потомков Каина, оставляли свой дом и вступали с ними в брак. Это своего рода измена Богу, когда мы предпочитаем внешние, плотские удовольствия и временные радости взамен того, что даёт нам Сам Господь. Люди, идущие по такому пути, и в самом деле могут достичь значительных успехов в определённых сферах нашей земной жизни, приобрести богатство, славу и силу, что действительно высоко ценится в обществе. Но они потеряют самое главное, то, к чему были призваны изначально и то, что несравненно выше славы этого мира – жизнь и единение с Богом.

В то же время мы знаем немало случаев из Священной истории, когда люди, искренне любившие Бога и старавшиеся жить по Его заповедям, были сильны, здоровы и красивы. Так, преподобный Сергий Радонежский, несмотря на возраст и суровый постнический подвиг, был очень сильным человеком. Многие святые уделяли крайне малое внимание своему сну, но при этом у них были силы и на молитву, и на служение. Вспомним тех же исполинов: богатырская сила Голиафа не спасла его от пращи Давида, который был настолько юн, что его не воспринимали как воина даже свои соплеменники. И здесь дело не в воле случая, а в том, что Господь даёт нам поистине всё самое необходимое тогда, когда мы стараемся жить по Его воле.

Важно понимать, что тело человека не несёт само по себе никакого греха, наоборот – оно свято. И мы не должны им пренебрегать, но в то же время и не должны делать из него идола. Здесь перед нами, как всегда, встаёт вопрос приоритетов: что для нас самое важное? Если центром жизни человека является Христос, то он призван все свои таланты, физические и интеллектуальные способности, которые даны ему Богом, использовать не для самоугождения, а для служения Ему и ближним. Тут как раз будет к месту вспомнить рассказ одного священнослужителя, человека богатырского телосложения, который очень смущался от своего роста и силы. И вот, когда пришла война, он увидел, что его тело тоже может послужить людям – за его широкой спиной стали укрываться от пуль другие солдаты. Так и мы должны отдавать Богу, что Он Сам нам когда-то даровал, и взамен, как верные сыны, мы получим несравненно большее – «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Роман Садовничий


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *