Испытание любви

Автор: | Март 3, 2017

В Интернете активно обсуждаются «исповеди бывших» — новый жанр церковной критики или публицистики — смотря как посмотреть. Хотя как не гляди, эти опусы не могут оставить равнодушными думающих христиан. Для какой аудитории пишутся эти истории и как к ним относиться? Публикуем подборку материалов авторов ресурса «Юродiвый Петрозаводск» на эту злободневную тему.

Часть 1. ИСПЫТАНИЕ ЛЮБВИ

Когда читаешь публикации, которые в последнее время всё чаще появляются в различного рода СМИ, посвященные проблемам нашей Церкви, порой диву даёшься, как много внимания уделяется религиозной жизни! Только это не то внимание, с которым врач обращается к своему пациенту, а больше похоже на любопытство, на желание вывернуть наизнанку всю внутреннюю жизнь Церкви и справедливо обличить её перед всем обществом — неважно, верующих или неверующих людей.

Церковь есть действительно живой организм, «тело Христово», в котором правда Божия тесно переплетена с недостатками и пороками, не чуждыми ни для кого из нас. И поэтому в Ней можно увидеть примеры и как высокой святости, так и самых сильных падений. Так было во все времена, так будет и до самого Страшного Суда. Но умаляет ли это значение и призвание Церкви?

Уже во втором веке, когда прошёл первый виток гонений на христиан, когда ушли из земной жизни все Апостолы, а так сильно всеми ожидаемого Второго пришествия Христова не произошло, Церковь столкнулась со всей реальностью жизни, главная составляющая которой – это грех. И грех не только язычников или агностиков, а грех самих христиан. И для того, кто хотел видеть в Церкви исключительно святых, это стало настоящим искушением и привело к ереси и расколу. Но Церковь смогла осознать, что значит для Неё личный грех каждого её члена, и выстояла в этом испытании. Как сказал преподобный Ефрем Сирин: «Церковь – это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». Но при этом каждый из нас призван к святости, просто идём мы все к ней с разной скоростью.

Увы, нам не избежать и дальнейших подобных «открытий» греха внутри Церкви. Далекого ходить не надо – достаточно повнимательнее посмотреть на свою собственную жизнь. Но это должно приводить нас не к цинизму, всеобщему обличению и осуждению Церкви, а наоборот, – к состраданию и сопереживанию греха какого-либо епископа, священника или мирянина как своего личного греха и падения, как свою личную боль, потому что это есть отражение нашей любви к Богу и Его народу, Церкви. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Поступать нужно не как правоверные иудеи, желавшие побить камнями блудницу, а как Христос, прощая ей её грехи. Если эта любовь будет в нас, верующих во Христа, и в первую очередь любовь к тем, кто близок к нам по вере и с кем мы соединяемся за одним столом Сионской горницы в Таинстве Евхаристии, то Церковь действительно сможет реализоваться как «союз веры и любви» и явить себя миру как подлинное «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).

ЧАСТЬ 2. ЗАЧЕМ ИМ ЦЕРКОВЬ? А НАМ? 
Уроки «бывших»

Волна «исповедей бывших» плещется в информационном пространстве так, что с ног сбивает. И захочешь отгородиться от неё хоть пятиметровым забором, всё равно солёной водичкой умоешься, не сомневайся. Не перевёлся у нас разряд тем, которые даже утюгом в качестве трансляционного аппарата поддерживаются, чего уж. Не хочу рассуждать о том, чем это плохо, а лучше сосредоточусь на том, как здорово Господь умеет всякое зло заставить послужить добру.

«Чего ж тут может быть хорошего? — подумает благочестивый читатель. — Таинство вон и то профанировано. Не говоря уже о тоннах помоев, еженедельно выливаемых в Интернет под лозунгом «Мать Церковь — проститутка». Так-то оно так, но некоторые вопросы, остро поставленные в этих публикациях, не лишне задать себе. Я бы остановилась на очень актуальном, на мой взгляд: «Зачем им Церковь?» Так провозгласил корреспондент, анализируя ситуацию с «бывшими». При беглом взгляде создается впечатление, что люди искали в ней комбинат религиозно-бытовых услуг, психологический комфорт, личностное самосовершенствование, волшебный Китеж-град, ежедневное питание для своего очарования «прекрасным далёким», любовь и внимание к себе, т.е . если коротко, — им было важно поиметь, а не послужить. «Я ждал, хотел, а мне не дали!». Про Христа там и речи не идёт. Он вообще — Лицо факультативное на фоне зажравшихся архиереев, злых монахинь и несговорчивых настоятелей. Евангелие вообще воспринимается книгой для обслуживания личных интересов. Чтоб там на него опираться, как, допустим, преподобный Диодор Юрьегорский: постоянно ото всех побои сносить, поджоги терпеть, клевете внимать и молиться за обидчиков, — даже рядом не стояло. Ведь «мне должны» все. Мы ж гражданское общество строим, причем здесь Нагорная проповедь?

В Церкви видят всё, что угодно, кроме Тела Христова, — и верхи, и низы. Это и воспитательное учреждение, и просветительский центр, и социальная служба, и кормушка, и организация с карьерной лестницей, и религиозный кружок по интересам… И когда человек, питаясь этими взглядами, попадает в мясорубку (почему — об этом ниже), он начинает истерить. Публицист Андрей Десницкий пишет: «Если людям больно — они кричат, и этот крик никогда не бывает беспристрастным, взвешенным и объективным. Если им зажимают рот, пусть даже «блага ради церковного», — крик копится внутри и однажды обязательно прорывается наружу». А мы, наверное, вслед за святыми отцами широчайшего спектра, догадываемся, что, говоря о душевных страданиях, больно-то бывает не всегда из-за Церкви, а чаще, из-за собственных страстей, которые тебя на части рвут. Человека ранят не обстоятельства, а мысли о них. Если б это было не так, то представляете, какую «исповедь бывшего» мог бы накрапать, например, святой Максим Грек, сидючи в казематах? А он на стене темницы «Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту» (Утешителю) изобразил. Или ему так сладко там сиделось? Прямо как нам перед компьютерами, которые не успели отобрать жадные до материальных ценностей священники?

Понятно, что мы не в райских кущах живём, и церковная реальность нам не с Марса прислана, а возделана нами же, выходцами и нашего же общества. И мшелоимство есть вокруг, и стяжательство, и злоупотребления властью, и сребролюбие, и чревоугодие и весь «Список грехов для подготовки к исповеди». Чего ж делать? Святая Церковь находит средство и для этого. Как апостол завещал — «непрестанно молитесь» (1Фес. 5, 17). Нам целый Бог в помощь. И Имя Тому Богу — Любовь. Допустим, переступив порог какого-либо храма, я неоднократно получала широкое досье на весь клир. Я не спрашивала об этом, потому что мне уже до смерти ближе, чем до рождения, а это сильно сказывается на жизненных интересах. Ну, помолишься о «заблудших» и ладно. Отмечу только, что у меня всегда — подчеркну, всегда — складывались добрые отношения с «жадными», «жестокими», «гордыми», «злоречивыми», «наглыми» и прочими. И не потому что они резко перевоспитывались в моём присутствии (а это еще большой вопрос, нужно ли им было перевоспитываться на самом деле), а потому что Бог так устраивает. И Господь меня берег настолько, что мне «исповеди бывших» кажутся рассказами из сферы ненаучной фантастики. Потому что молитвой можно двигать не только горы, но и сердца человеческие. Верю в это непреложно двадцать три года подряд, с тем и умереть надеюсь.

Резюмируя неровные строки, замечу — «бывшие» порождены, в основном, тремя причинами, которые были вскрыты их «исповедями» для нашего назидания: когда в Церкви ищут не Христа, а себя; когда надеются не на Христа, а на себя; и когда любят не Христа и ближних, а себя. Поставить бы всё с головы на ноги…

Помоги, Господи!

ЧАСТЬ 3. ИНТРИГИ, СКАНДАЛЫ, РАССЛЕДОВАНИЯ

Сидят старушки на завалинке, судачат о соседях, знакомых, просто прохожих. Одни подружки болтают по телефону, обсуждают других подружек, а заодно и мужей с детьми. Мужики за кружкой пива сетуют на начальство, разбирают успехи и неудачи приятелей и коллег. А в целом это явление называется СПЛЕТНИ. Угадайте, кто человек их распространяющий? Правдоруб? Смельчак? О, нет! Кажется, его всегда называли СПЛЕТНИКОМ, а в некоторых случаях не самые тактичные люди — стукачом.

Когда заканчиваются новости о хорошо и малознакомых людях, когда все кости вымыты с мылом, прополосканы до белизны и высушены до хруста, на выручку приходят СМИ. Популярные «звезды» разной величины обнажают на персональных бумажных и электронных страницах подробности своей жизни, избавляя страждущих сплетников от молчания. «Желтая» пресса для того и нужна. Поэтому меня всегда забавлял один популярный журнал с ТВ-программкой, продающийся на каждом углу. Несмотря на приличный объем, лично мне в нем читать было решительно нечего.

К слову сказать, на смену слышанья сплетен от других, приходит желание этих пикантных новостей. Почти всякая болезнь в человеке развивается постепенно. Активный поиск новых слухов становится болезненным, зудящим. Жизнь выглядит пресной, если она не приправлена этой отравляющей душу дрянью.

Сегодня мы становимся свидетелями зарождения нового жанра — ЦЕРКОВНОЙ СПЛЕТНИ. И ясное дело, что сплетня — для сплетника. На «шведском столе» информации каждый находит еду по себе: сплетник разыскивает сплетен. И даже не то удивительно, что среди неверующей аудитории по временам поднимается негодующий перст с восклицанием «Доколе?!» Сами верующие с удовольствием становятся распространителями и рекламными агентами как жанра церковной сплетни, так и отдельных пикантных фактов.

Я не ставил в этой заметке задачи разобрать выносимые на суд общественности события, а хотел лишь отметить суть этого явления. Действительно, надо не оставлять молитвы — вместо распространения слухов, лучше помолиться за бедных людей. И никогда не стоит забывать, что главное сокровище Церкви — Христос, лично ради Вас прошедший смерть и Воскресение, чтобы мы следовали за Ним. А закончить хочется словами Виктора Робертовича: «Следи за собой и будь осторожен!» И просьбой: «Люди, не будьте сплетниками!»

Роман Садовничий, Валентина Калачева, Виктор Семенов
адрес группы «Юродiвый Петрозаводск»: vk.com/u_ptz


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *