Из святости в культ

Автор: | Май 29, 2017

Наверное, не будет ошибкой сказать, что во все времена и у всех народов независимо от их вероисповедания было нечто, чему придавали сакральное, священное значение, что берегли и почитали. Для христиан, помимо всего того, что имеет прямое отношение к Богу, Церкви, Священному Писанию, святость распространялась ещё и на человеческое тело. Это было не превращение тела в идола, а отношение к нему как к храму Святого Духа, священному сосуду, осквернение которого, что в Писании часто ассоциируется с блудом, воспринимается как страшный, смертный грех.

Во многом на основании этого и сформировалось христианское отношение даже к таким мелочам нашей жизни, как одежда. Зайдите в любой православным храм или монастырь: там вы и сейчас найдёте определённые требования к внешнему виду человека, обобщая которые можно сказать, что его одежда должна быть максимально закрытой и необлегающей. Это не пережитки прошлого, а как раз отражение благоговейного отношения к телу человека, как к святыне, которую не следует выставлять напоказ всем окружающим, а хранить в чистоте и непорочности. Дома, в окружении самых близких людей одеваться можно в принципе как угодно, но на то они и близкие люди, что им можно доверить самое дорогое и ценное.

Как сейчас изменилось отношение к человеческому телу в мире в целом и России в частности в дополнительных комментариях не нуждается. Даже складывается такое впечатление, что с каждым годом ситуация всё больше ухудшается. На огромных рекламных щитах, разбросанных по всему городу, без стеснения демонстрируют полуобнажённых женщин, на скамейках размещают опять-таки рекламу о новом сериале, один взгляд на которую недвусмысленно говорит о его содержании, не говоря о прочей уличной атрибутике, не заметить которую просто невозможно. Можно смело прибавить к этому переполненный откровенными картинками Интернет и телевидение; одеваться «по моде», слава Богу, в России погода не всегда позволяет. Хотя, собственно, одеваться можно как угодно почти везде, за исключением ряда учреждений, и никто не имеет право тебя осуждать. О том, как сохранить целомудрие в такой ситуации, рассуждать очень трудно – тело перешло из разряда святости в разряд культа. Но в то же время важно понимать: спрос рождает предложение; нравственная распущенность общества в значительной степени является следствием его духовного обнищания, отсутствием так называемых «духовных скреп», которых так боится наша либерально-атеистическая интеллигенция. И напрасно.

Как бы ни было всё это грустно, но нельзя не признать, что ничего принципиально нового в подобных тенденциях нет. И не было бы нужды лишний раз напоминать о подобной «раскрепощённости» нашего общества, если бы не одна книга, недавно попавшаяся мне в поле зрения. Называется она «Психология стресса. Психологическая антропология стресса», автор – Леонид Александрович Китаев-Смык. Судя по рецензентам данной монографии, издательству и тем сведениям об авторе, которые удалось найти в Интернете, книга заслуживает нашего внимания, тем более что она есть в свободном доступе в сети. Особое внимание в ней привлекает совсем небольшой раздел: «Онкологические болезни «сексуального стресса». В нём автор пытается разобраться в причинах в буквальном смысле этого слова онкологической эпидемии, поразившей преимущественно западный мир (сюда относятся главным образом заболевания половых органов мужчин и женщин). Леонид Александрович приводит печальные данные статистики: в Европе аденома (доброкачественная опухоль) наблюдается у половины мужчин старше сорока лет. В свою очередь американские патологоанатомы выявили рак простаты у 80 % мужчин, умерших старше шестидесяти лет. В то же время в мусульманских странах не наблюдается такого роста мужской онкологии.

В этой же работе приводятся результаты нескольких независимых исследований, согласно которым на рост аденомы простаты и её злокачественному перерождению у мужчин влияет уровень концентрации у них в крови андрогенов (мужских половых гормонов, в частности, тестостерона). Наибольшую опасность при этом представляет средний уровень концентрации гормонов; высокий или низкий уровень, наоборот, не имеет канцерогенного воздействия на организм. Далее автор предлагает своё объяснение того, когда и зачем уровень выделения мужских гормонов достигает среднего значения, оказывающего столь пагубное влияние на здоровье европейских мужчин. Так или иначе, но объяснение этих процессов во многом затрагивает очень личные стороны человеческой жизни, и поэтому мы не будем в это углубляться; все желающие более детально ознакомиться с мнением автора могут сделать это самостоятельно.

Л. А. Китаев-Смык считает, что подобные процессы в значительной степени связаны со всё более возрастающей в западной среде модой на откровенную одежду, подчёркивание своей фигуры, публичную демонстрацию всего того, что относится к сфере интимной жизни человека. Это касается преимущественно женщин. Так или иначе, но «бьёт» это по мужчинам: привлекает их внимание, порой даже подсознательно, а организм отвечает на увиденное вполне адекватно – происходит выброс в кровь половых гормонов, но не в большом или малом (то есть безопасном) количестве, а как раз средней, канцерогенной, дозировки. Результат всего этого – импотенция и онкологические заболевания у мужчин, что в случае массового развития приводит в итоге к вымиранию целого этноса. В отношении женщин также выявлен ряд факторов, оказывающих влияние на развитие у них онкологии. И поэтому не случайно в традиционной культуре большинства народов у женщин была принята длинная просторная одежда, максимально закрывающая их тело. Мы знаем, что во многих мусульманских странах женщины до сих пор почти полностью скрывают своё тело от посторонних взглядов под хиджабом или паранджой. Не удивительно теперь, что с каждым годом эмигранты-мусульмане с Ближнего востока, Ирака, Афганистана и других стран всё больше вытесняют вымирающих европейцев с их исконных земель.

Здесь как раз очень уместно будет вернуться к теме христианского отношения к человеческому телу. В Нагорной проповеди Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Тем самым Господь показывает нам, что грех человека живёт в самом его сердце, изнутри разрушая его, и только потом он может вылиться в поступок. С другой стороны, апостол Павел предупреждает христиан Коринфа: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18). То есть, мы явно видим отсюда, что даже мысленно совершённый блудный грех, сердечное вожделение несёт не только гибель нашей душе, но и в буквальном смысле вредит нашему телу. Господь знает, что может спасти человека, а что может и погубить, и потому не случайно Он дал нам эту заповедь: не блудить, ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. А то, как может отразиться совершённый грех на нашем физическом состоянии, мы уже показали.

Можно относиться к приведённым выше результатам исследований по-разному: кто-то поверит, а кто-то посмеётся. Только этот смех может рано или поздно обратиться в плач, когда мы вдруг обнаружим у себя страшные заболевания или невозможность иметь детей. Чем это грозит для России в целом, представить нетрудно. Для человека верующего подобные страшные истории не должны являться главным поводом к целомудренной и нравственно чистой жизни – у нас в первую очередь есть заповеди Божии, которые мы призваны соблюдать и которыми Господь ограждает нас от всего того, что может принести вред как нашей душе, так и телу. Но для того, кому Церковь не мать, а Бог не отец, пусть подобные исследования послужат предостережением: нескромная одежда, взгляды, поведение могут не только погубить вашу душу, но и послужить к тому, что вы искалечите как своё, так и чужое здоровье и не сможете ощутить бесценную радость рождения ребёнка.

Роман Садовничий


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *