Воспоминания о поездке в Псково-Печерский монастырь

Мысль потрудничать в Псково-Печерском монастыре посетила меня после прочтения
замечательной книги архимандрита Тихона Шевкунова “Несвятые святые”.

Я запланировал пробыть в обители 16 дней. Большой проблемой для меня был
вопрос с тем, где устроиться на проживание. Сначала я позвонил в паломническую
службу монастыря и спросил как можно устроиться на ночлег, есть ли какая-то
гарантия что я не приеду и мне некуда будет заселиться, на что мне ответили
что гарантии даёт только Господь Бог и дали телефон отца Максима. Признаться
такой ответ меня не сильно вдохновил, однако как паломническая поездка может
обойтись без искушений. Однако когда я созвонился с гостинником монастыря отцом
Максимом, он сказал что я буду жить в корпусе для трудников который находится
в двух минутах ходьбы от монастыря. Как оказалось отец Максим принимает
паломников и трудников приехавших по одному или вдвоём, для больших групп при
монастыре действует своя паломническая служба.

Собрав необходимые вещи, 16 сентября 2013 года я отправился на железнодорожный
вокзал и сел в полупустой вагон поезда Мурманск – Псков. Приехав во Псков, я
не теряя времени пошёл на автовокзал, который находится буквально в двух
минутах ходьбы от железнодорожного, чтобы сесть на автобус до Печор. К
сожалению я не взял с собой фотоаппарат в поездку, поэтому у меня нет
собственных фотографий к этому тексту.

В монастыре мне подсказали где найти паломническую службу, небольшое помещение
в котором отец Максим принимает приехавших в монастырь трудников и паломников.
Вместе со мной в комнате были ещё 5 или 6 человек в основном пожилые женщины.
Забрав моё портмоне со всеми документами, о. Максим провёл меня на
монастырскую кухню, где мне предстояло нести послушание и познакомил с поваром
Андреем, после чего выдал мне листочек с номером моей кельи и вверил меня
монастырскому дежурному Сергею проводить меня до места проживания. Оставшись
без документов, я некоторое время чувствовал себя довольно неловко, вспоминая
народную мудрость “без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – – человек”, и
роптал, однако впоследствии я понял почему принят такой порядок.

Меня заселили в уютный корпус для трудников на верхнем хозяйственном дворе.
Корпус оказался двухэтажным зданием из белого кирпича и цокольным этажом на
котором находится актовый зал и просторная, светлая трапезная. На втором
этаже меня ожидала уютная келья с тремя кроватями, шкафом, столом, почаевской
иконой Божьей Матери и Спас Нерукотворный над окном. Из окна открывался вид
на монастырские угодья и зеленеющие поля, куда монах-пастух выгонял утром
своих коровок. На столе иконы и книги, которые предыдущие постояльцы забыли
сдать в библиотеку, которая находится на первом этаже корпуса. На момент
моего заселения келья была пуста. Первый день прошёл с знакомством монастыря:
я прогулялся по монастырской площади, посетил собор архистратига Михаила и
Сретенский храм.

Послушание мне предстояло нести на монастырской кухне, в качестве помощника
повара. К моему удивлению на монастырской кухне готовят миряне, а не монахи.
Всего на кухне послушаются пять человек: повар, его помощник, две женщины моют
посуду и насельник монастыря. Поварская смена только готовит еду, но не
раздаёт её. Мне строго настрого было запрещено раздавать монастырское добро,
только с разрешения повара. Монастырская кухня небольшая: есть пять дровяных
топок, надо каждой из которых закреплён котёл, в одном из которых мы держали
кипяток. На единственной большой печи готовят еду. Также есть электрическая
жаровня и отличная промышленная овощерезка которая может нашинковать в ведро
моркови и картофеля за пол минуты.

Пищу готовят повар и его помощник, также на кухню приходит пожилая женщина
которая готовит так называемую “диету”. Кормить паломников и гостей обители
приходит монах Власий. Отец Власий в своём длинном рабочем фартуке и чёрным платком
на голове с огромным наверное полутораметровым ножом для нарезки хлеба, именно
только таким ножом удобно резать монастырские буханки которые раз 5 больше тех
что можно увидеть в наших магазинах, напоминал мне залихватского морского
пирата. Однако ничего страшного в нём не было, он оказался очень добрым и
жизнерадостным монахом, всегда приходил на послушание со своей щербатой
улыбкой и добрым напутствием “Бог в помощь”.

Послушание всегда начинается и заканчивается молитвой перед почаевским образом
Божьей матери и молитвой к Евфросину повару, святому который нёс послушание на
кухне одного из монастырей Палестины. Трудятся паломники на кухне в две
смены, первая смена готовит с 6 утра до 12, вторая – с часу дня до пяти
вечера.

В первый же день послушания мне предстояло трудиться в первую смену. Подъём в
5:45, приветствие друг друга с сонными лицами и поход на кухню в свете звёзд под
покровом ночи. Утром мы не читали правило, т.к. иначе было не успеть
поставить готовиться завтрак. Только после того как мы ставили кастрюли на
огонь можно было помолиться по очереди, т.к. один человек из смены должен был
следить за порядком на кухне. Андрей оказался улыбчивым и жизнерадостным
парнем из Тамбова, как потом я узнал он переехал в Москву и уже из оттуда
приехал в Печоры и живёт здесь пятый месяц.

Перед сменой мы облачаемся в сменную одежду (штаны, пижама, шапка и фартук),
которую в шутку называют хирургическим костюмом. Обучал всем премудростям
кухонного ремесла весёлый парень из Белоруссии Дима, который был первым
помощником повара в нашей смене и уезжал через три дня. Как оказалось
послушаний у помощника повара немало – первое и самое главное конечно же
послушание повару, внимательно слушать что он говорит и своевременно это
выполнять, а также промывание круп, походы за продуктами на склад, шинковка и
нарезка овощей, помощь в поднятии и опускании 50 литровых кастрюль с кипящей и
бурлящей картошкой или супом, слежение за запасом дров и заполнение поленицы,
поддержание огня в печах, разливание кипятка в чайники и баки, в которых
отстаивается вода поддержание чистоты и порядка на кухне, подготовка ужина в
трапезной паломнического корпуса, вынос мусора. Ах, да чуть не забыл,
помощник первой смены каждый понедельник и четверг наводит уборку в туалете.

Самым сложным послушанием оказалось для меня следить за подсвечником возле
центрального аналоя в храме во время службы. Очень трудно сосредоточиться на
молитве и богослужении, когда со всех сторон подают свечи, руки обжигает
горячий воск и пламя слепит глаза, из-за чего не видно что кто-то проходит
рядом и надо уступить место дьякону или священнику. Теперь-то я хоть немного
понимаю как порой непросто приходится свечницам в наших храмах. Повар в
добавок несёт ещё больше послушаний, таких как чтение неусыпаемой Псалтири,
уборка этажа в корпусе паломников.

На время моего пребывания в Печорах приходилось два двунадесятых праздника:
Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста Господня. Предпраздничные
смены оказались самыми напряжёнными, так как надо приготовить угощения на
праздничный стол не только для братии и паломников, но и для всех гостей
обители которых на праздник приезжает очень много, в эти смены я ни разу не
сел на стул, разве что только когда обедал.

Так изо дня в день промывая крупы, перебирая фасоль или горох, таская воду и
дрова, шинкуя картофель, морковь и лук, пропуская отваренный картофель на пюре,
обжигая руки и лицо горячим паром из котла ко мне пришло понимание того, что
мы кормим Христа в лице всей братии и приезжающих паломников и для меня по
новому открылся смысл слов из поучений Феодора Студита который прикреплён
рядом с окошком раздачи, в котором он пишет, обращаясь к брату несущему
послушание повара, что он будет “иметь часть со святыми”, только если будет
нести своё послушание в радости и усердии. Он должен подобно огню стремиться
на своё послушание. Хотя до этого я думал: “Ну как это так можно послужить
Богу варя суп и промывая гречку?”

В один из дней, я понял почему монастырь забирает на хранение личные документы
паломников. За несколько дней до своего отъезда помощник второй смены Павел,
пришёл в свою келью и не застал там своего соседа, его вещей, впрочем также
как и своих. Его сосед оказался волком в овечье шкуре, он прожил три дня в
монастыре, после чего сбежал, обокрав своего соседа. С того дня я стал
всегда носить кошелёк с собой, “Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби”
(Мф. 10, 16).

После одной из утренних смен, состоялся поход в Богом зданные пещеры, Богом
зданные – значит созданные Богом, никто из насельников монастыря не делал их
специально. Надо пояснить что есть ближние и дальние пещеры. В ближних
пещерах покоятся мощи преподобных Псково-Печерских святых: Марка, Ионы, Лазаря
и матери Вассы. За массивной железной дверью железной дверью начинаются
дальние пещеры – это длинные подземные ходы-улицы. В дальних пещерах хоронят
насельников монастыря, в выдолбленных в стенах пазах. Поначалу я недоумевал
для чего на входе мы взяли свечи, только когда тяжёлая дверь дальних пещер
закрылась за моей спиной и я оказался в полной темноте, только тогда я понял
для чего на входе раздают свечи. Спустя некоторое время в пещерах я понял что
мне явлено настоящее Божье чудо, т.к. стоя посреди пещеры окружённый
множеством захороненных останков, я не ощущал никакого запаха тления. Одна из
улиц завершается церковью Воскресения Христова. Стоя посреди некрополя среди
множества усопших (захоронено там свыше 10 000 человек) понимаешь, глядя на
икону Воскресения Христова, что наше место не здесь на этой земле, а где-то в
вышнем мире и войти в него можно только одной дверью и эта дверь – Христос.

cave-icon

В один из дней мне благословили подняться на Святую горку и погулять по
осеннему саду. 2013 год оказался плодоносным, потому что весь сад был усеян
яблоками, которые никто не собирал, так как склад был заполнен полностью. Там
же находится маленький загончик в котором дружно живут небольшой компанией
косуля, пара белок и ещё какие-то зверьки. Оленёнок оказался подранком и его
выхаживал кто-то из монастырской братии. С горки открывается красивый вид на
монастырь, кажется до главок-луковиц буквально рукой подать.

Большое впечатление оставил игумен отец Мефодий. Однажды он зашёл на кухню во
время нашей смены и спел пронзительную и трогательную песню о душе идущей на
тот свет. У души этой была только одна просьба – помянуть её. Об одном мы с
Андреем жалели, что в тот момент у нас не оказалось камеры или телефона, чтобы
всё это записать.

Первым моим соседом по келье оказался Сергей из Риги. Ему дали нести
послушание на птичнике, кормить монастырских курочек. Как-то вечером в келье
Сергей спросил ходил ли я к архимандриту Андриану (Кирсанову). Отец Адриан
известный старец к которому в Печоры приезжают за духовным советом. Я ответил
что целью моей поездки в монастырь не была встреча со старцем, я просто ехал
потрудиться на благо монастыря и над собой по возможности. Порой мне кажется
что люди становятся одержимыми в своей погоне за чудесами, благодатными
старцами и забывают про то что самое нужное для спасения и возрастания у нас
уже есть – это таинства, возможность читать Евангелие. Мне кажется перед тем
как идти за советом или на беседу с таким человеком надо быть готовым принять
то, что он скажет, а если такой уверенности нет, то лучше не ходить. Я ни в
коем случае не хочу умалить значение совета который может дать опытный
духовный человек. Безусловно такие люди как отец Адриан – это живой пример
того как люди прошедшие сильнейшее воздействие антирелигиозной пропаганды
советского времени смогли сохранить живую веру в Бога и не озлобиться на
окружающий мир.

Во время вечерних служб паломниками выдают тетради с именами людей для
поминовения. Все эти мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и болящие
проходили перед моим взором. “Господи подай каждому на пользу чего просит”.

Вторым соседом оказался одессит Юрий. Юра оказался преподавателем химии и аспирантом,
который возвращался с конференции и решил на пару дней заехать в Печоры.

В время пребывания в монастыре Господь сподобил посетить ещё две обители Псковской земли:
Крыпецкий монастырь и Никандрову пустынь.

В Крыпецы нас с Андреем свозила на собственном автомобиле паломница Ольга из
Москвы. К сожалению толком я посмотреть обитель я не смог и не увидел озеро с
кристально чистой водой о котором многие говорят побывавшие в Крыпецах, т.к.
пробыл всё отпущенное время на посещения монастыря на проникновенной литургии
в Иоанно-Богословском храме. Потолок в храме очень низкий и стены расписаны
фресками, такое впечатление как будто святые стоят с тобой рядом бок о бок.
После окончания службы нам пришлось сразу же возвращаться обратно в Печоры,
т.к. наша смена начиналась в час дня, поэтому приложившись к мощам
преподобного Саввы Крыпецкого мы отправились в Печоры.

Впечатлений от Никандровой пустыни было побольше. По прибытии мы сразу же
передали печерские гостинцы наместнику монастыря. Первое что бросается в
глаза в Никандровой пустыни – это огромный белокаменный Благовещенский храм,
думаю по размерам не уступающий Александро-Невскому собору Петрозаводска,
стоящий посреди леса. Звоница Никандровой пустыни была разрушена в
годы советской власти и теперь часы со звонницы находятся на здании областной
администрации Пскова. После того как мы помолились и приложились к иконам в
храме, мы пошли к источнику Александра Свирского который находится в двух
километрах от пустыни. Вода в источнике удивительного бирюзового цвета.al-svirskiy-well

Сейчас спустя полгода, перебирая в памяти воспоминания, я пытаюсь ответить на
вопрос почему люди ездят в монастыри, я прихожу к выводу что для меня главной
ценностью монастыря были не только красивые и проникновенные службы, убранство
храмов, чудотворные иконы, самое главное для меня это те люди которых Господь
посылал мне на встречу. Общение с которыми не опустошает тебя как это порой
бывает в нашей жизни, а наоборот наполняет и обогащает, что как мне кажется и
было задумано Богом изначально об общении между людьми, также как и общение с
Ним изменяет и преображает нас.


Comments:

4 thoughts on “Воспоминания о поездке в Псково-Печерский монастырь

  1. Анна

    Замечательная статья, очень понравилось.
    Хотелось бы посетить тоже…

    Reply
  2. Ната

    Обязательно посетите,только не с групповой поездкой на неск часов,а именно потрудничать,пожить там.Это всегда необыкновенный опыт.Это очень особенное место.И в Снетогорский женский монастырь,очень хорошо по-пути заехать,это во Пскове.

    Reply
  3. ТАТЬЯНА

    После прочтения книги “Не святые святые ” очень хочется побывать в этом святом месте, пообщат ся с обитателями монастыря , открыть для себя духовный мир… А главное посвятить в этот духовный мир десятилетнего внука . Ведь в школе этому не учат…. Мы с мужем выросли в Советском Союзе и не были приобщены к церкви, а теперь не знаем как нам осуществить эту поездку. Ведь мы можем быть только паломниками. Мужу 73 года, мне чуть меньше. Приедем на своей машине. К кому обращаться? Когда? Что от нас требуется, чтобы несколько дней прожить в монастыре?
    Паломники, научите! Подскажите!

    Reply
  4. Дмитрий

    Напишите, пожалуйста, телефон отца Максима.

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *