Молодёжная литургия – служение молодого поколения

5 Молодежная ЛитургияОчень часто в среде невоцерковлённых и неверующих людей бытует представление о православном богослужении как о совершенно рутинном непонятном и даже бессмысленном деле. Это происходит, прежде всего, из-за непонимания его сущности, а также от безучастности при его совершении. В памяти сразу возникает сюжет, который стал уже «притчей во языцех». Однажды, совершенно светская неверующая женщина, побывав на богослужении в одном из храмов нашего города поведала о своих впечатлениях: «Унылые бородатые люди в чёрных одеждах поют свои грустные песни». К сожалению, даже в среде образованных людей можно встретить подобное:  «У вас в Православной церкви священнослужители проповедуют с амвона на церковно-славянском языке, что затрудняет понимание проповеди». Соответствует ли такое понимание действительности? Для воцерковлённого православного христианина, в особенности из числа нашей православной молодёжи, ответ очевиден – нет.

У митрополита Антония (Храповицкого) находим следующую мысль: «молитвы и богослужение не есть нечто отрешенное от жизни, но самая жизнь, мысленно возносимая перед лицом Вседержителя»[1] . Такое замечательное умозаключение познаётся из понимания того огромного смыла, который закладывался на протяжении веков в литургическую практику Церкви. Так, например, литургия таинственным образом изображает всю земную жизнь Спасителя от Рождества до Вознесения.[2] На эту тему написано достаточное количество пособий по литургике, и жаждущие понимания смысла церковного богослужения могут воспользоваться ими.

5 Молодежная ЛитургияМы же обратимся к событию, которое произошло 1 мая 2015 года в храме Святаго Духа. Священником  Сергием Теплоуховым была совершена “молодёжная” Божественная литургия. Исповедовал священник Константин Савандер, руководитель молодёжного отдела епархии. Чем же эта литургия отличается от обычных Божественных литургий, совершаемых в других храмах нашего города ? Прежде всего тем, что активное участие в ней принимала православная молодёжь. По примеру апостолов, которых Христос послал приготовить место для совершения Тайной Вечери (Мф. 26: 17-19), молодые люди трудились при отправлении литургии: читали и пели на клиросе, помогали священнослужителю в алтаре. Затем все вместе приняли участие в Крестном ходе. После службы организовали чаепитие и занятие по актуальным вопросам молодежного служения.

Соловков на сайт в статье. Прокудин-Горский С.М. 1915 г.В среде нашей молодёжи есть немало музыкантов (учащихся консерватории), и во многом, благодаря их трудам, эта “молодёжная” литургия была особенной. Песнопения исполнялись знаменным распевом по дореволюционному обиходу Соловецкой обители. Они отличаются строгостью исполнения и сосредоточенностью на сущности воспеваемых текстов. Несмотря на огрехи при пении, было ощущение душевной теплоты.

Все наши труды и молитвы имели своей конечной целью соединение с Богом в Таинстве Причастия, т.е. принятие Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина. Это великое Таинство заповедал совершать апостолам Спаситель на  Тайной Вечери и именно оно является целью литургии. Тихую радость и умиление 5 Молодежная Литургиявызвало у меня то обстоятельство, что почти все из присутствовавших на службе причастились. Хочется пожелать, чтобы остальные братья и сестры, которые не приобщились на этой молодёжной литургии, обязательно подготовились и имели общение в преломлении хлеба (Деян. 2: 42) на следующей.

Часто приходится слышать, что трапеза это продолжение литургии. Здесь можно добавить, что слово “литургия” происходит от греческого “λειτουργία” и в широком понимании есть всякое благочестивое дело[3]. Таким благочестивым делом было чаепитие, устроенное после службы. Думаю, что вклад каждого из присутствовавших очень важен, будь то служение священнослужителя, чтение и пение на клиросе или расставление скамеек, угощение печеньем, пирогами и фруктами за чаем. По такому принципу существует Церковь как Тело Христово, где каждому члену дано своё место и призвание. И причём по достоинству.  Даже самое малое служение ближнему имеет цену наравне с проповедничеством и миссионерством. Именно этому было посвящено занятие после службы.

5 Молодежная ЛитургияМы занимаемся служением, которое предполагает раскрытие своего дара. Каждому из нас был дан дар Святаго Духа к созиданию Церкви, будь то чтение, пение на клиросе или же проявление дел милосердия в интернате или детской больнице. Дар, в отличие от таланта, имеет своей целью соучастие в жизни ближнего, а также духовное возрастание христианина через практику добродетелей. С точки зрения христианства талант это некое приобретённое свойство человека от рождения, которое может и не быть употреблено на пользу ближнему. В связи с надвигающимся празднованием 70 годовщины победы в Великой Отечественной войне в памяти возникает образ Адольфа Гитлера. Он был замечательным оратором и организатором, однако свои таланты он употребил во зло: проведение политики угнетения и истребления еврейского населения, агрессия по отношению к СССР и другим странам и т.д.

5 Молодежная ЛитургияВ служении происходит личное общение между нами. Оно является очень важным, потому что в общении можно узнать своё душевное устроение и состояние[4], и почерпать добродетель у ближнего. Когда мы смотрим на братьев и сестёр, у одного видим кротость, у другого смирение, у третьего общительность. Тем самым, мы замечаем то, чего не хватает нам самим.  Конечно, мы несовершенны, но наша задача – пребывать в мире между собою. Само по себе общение доставляет просто радость, поскольку всегда узнаёшь что-нибудь новое и интересное.

Характерной чертой нашего служения является постоянство. Это не разовое участие в каком либо мероприятии, но целенаправленная систематическая деятельность которая предполагает как благовестие, т.е. проповедь своей жизнью Евангелия, так и духовную жизнь, соблюдение постов, участие в богослужении, изучение своей веры на различных мероприятиях, занятиях. Они проводятся каждое воскресенье в 13.00 на ул.Правды, 5, каждую среду в 19.00 в ПетрГУ, а также по вторникам и четвергам в 19.00 в Духовно-просветительском православном центре во имя прп. Александра Свирского (ул. Краснофлотская, 31, 3-й этаж).

Служение не есть удел замкнутого круга лиц, его может обрести всякий, желающий духовно возрастать и помогать ближним«Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит» (Пс. 19: 5).

__________________________________________

[1] Митрополит Антоний (Храповицкий) Учение о пастыре, пасторстве и исповеди, Holy Trinity Orthodox Mission, 2001, с. 38

[2] Дмитриевский И. Историческое догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993, с. 28

[3] Там же, с. 52

[4] Добротолюбие, т. 2. Авва Дорофей, 102 наставление

На третьей фотографии (сверху): Соловецкий монастырь, фотограф Прокудин-Горский С.М., 1915  г.

(подробная информация о молодежных мероприятиях – на сайте  http://vk.com/pravmk)

__________________________________________

автор статьи:  Игорь Николаенко, студент ПетрГУ


Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *