Торжествующий Царь или страдающий Мессия?

By | April 25, 2016

Страстная неделя, как и весь период поста, является удивительным и особым периодом церковного года, когда мы можем задавать себе и Богу честные вопросы и получать на них честные ответы. “Покажи, Господи, где я? Не на опасном ли я пути? Куда я иду и с Тобой ли?”. Церковью неслучайно были определены эти периоды, чтобы мы могли ненадолго остановиться и распросить Бога о “пути добром”[1].
Во время Тайной вечери, когда Господь сказал, что среди учеников есть тот, кто вскоре предаст Его, то “Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?” (Мф. 26:22). Спрашивается: откуда у учеников внезапно возникла такая неуверенность в себе? И, хотя апостол Петр и другие ученики уверяли Иисуса  о том, что готовы будут пострадать вместе с Ним, однако, в тот самый час, когда Сына Божьего схватят как разбойника в Гефсиманском саду, все они разбегутся, оставив Господа. Обычно мы чаще всего вспоминаем о предательстве Иуды, затем об отречении Петра, но редко упоминаем о том, что никто из учеников не смог в результате выдержать это испытание в Гефсиманском саду: “Тогда все ученики, оставив Его, бежали” (Мф.26:56). На тот момент будущие апостолы проявили нерешимость и слабость человеческой природы, хотя мы знаем, что после Воскресения и Вознесения Господнего, сошествия на них Духа Святого, они были исполнены силой для служения и, в последствии, каждый из них претерпел страдания за веру во Христа.

“Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте” (2 Кор.13:5) – призывает нас апостол Павел.

Одно время, читая Евангелие, я никак не могла понять, как вообще могло произойти такое, что избранный Богом народ, из поколения в поколение ожидавший Помазанника, не узнает в Иисусе, явившем людям множество знамений Царствия Божьего, своего долгожданного Мессию? Сколь велико число знаков, фактически не оставляющих им выбора усомниться или поверить: слепорожденный прозрел, мертвые воскресали[2], “ели хлеб и насытились” (Ин 6:26)… А потом вход Господа в Иерусалим. Множество народа в радости и ликовании кричали: “Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!” и воздавали почести своему Царю… а через несколько дней та же самая толпа неистово требовала от прокуратора: “Распни, распни Его… кровь Его на нас и детях наших!”. Несчастный народ, так долго ожидавший своего Помазанника, который освободит их от гнета оккупантов и вернет “Золотой век” благоденствия Иудеи. Но оказался не Тот, не такого Царя мы ждали. Как же так получается, что Царь терпит унижения и поругания от язычников? Почему Он не призрел на страдания Своего народа и не восстановил историческую справедливость, возратив Израилю политическую независимость? Остается  два варианта: либо Иисус – не Мессия, либо Иисус, придя на Землю Истинным Богом исполнил назначенное Отцом, а не прихоти народа. Последнее и говорит о том, что наши представления о Божьей любви, благости, о том, как Он должен действовать, зачастую расходятся с пониманием Бога, Его замыслом: “Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь” (Исайя 55:8).

Чем мы отличаемся от разбежавшихся учеников, от народа, всего за несколько дней переменившего свои настроение и отношение к Иисусу, начавшего с восхвалений и возгласов “Осанна!”, а закончившего соучастием в убийстве Господа? Я думаю, что ничем не отличаемся. Мы радуемся и прославляем Бога пока нам с Ним “по пути”, когда дом – “полная чаша”, все живы-здоровы, всё идет по плану. По нашему плану. Когда же в нашу жизнь приходят испытания, страдания или вещи, идущие вразрез с простым человеческим пониманием о благословении, наши ноги сами сворачивают с “тесного пути”[3] на широкую и раздольную дорогу, где есть место нашим плотским устремлениям и при этом сохраняется видимость некого “движения” вперед.strastnnaya nedelya

Согласно Евангелию понимание “тесного пути” спасения соответствует слова Христа: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф.16:24) или “и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф.10:38). Следовать за Ним…куда призывает нас идти Господь? Туда, на Голгофу, где был распят Наш Царь. Царь, у которого вместо трона – крест, вместо короны – терновый венец, вместо почитаний, восхищений и славословий – побои, плевки, оскорбления и унижения. Однако, именно потому, что Господь смирил себя до смерти крестной, воскреснув из гроба, Он совершил победу над грехом, адом и смертью, вывел нас из плена и примирил с Отцом, даровав нам Духа Святого. Именно благодаря смерти и воскресению Господа Иисуса Христа мы теперь дети Божьи и сами получили надежду на воскресение в блаженной вечности.

Страстная неделя дана нам как возможность исследовать себя в свете Божьем, определяя свое место среди всех этих событий. Евангелие не спроста дает подробное описание слов и действий  апостолов, народа, фарисеев и других лиц, чтобы мы могли соотнестись с ними, задавшись вопросами: “Где и кто я сейчас? Какого Мессию ожидаю я: Того, Кто будет решать мои земные проблемы или Того, Кто показал путь спасения через самоотречение и следование за Ним, неся свой крест?”. Разумеется, для этого человеку нужно иметь мужество, честность, искренность, а самое главное – понимание того, что Господь есть любовь и желает лишь только одного – исцелить нас и избавить от  смерти и того ада, в котором мы уже находимся. Исследование и обнаружение своей болезни не предполагает уныние, потому что из этого замкнутого круга падения нас вывел и выводит Господь, поэтому мы не обречены и не покинуты. Сам Крест главное доказательство безмерной любви Бога к нам.

 

Валерия Савченко

[1] “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим” (Иер.6:16).

[2] «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют (Матф.11:5)

[3] “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими” (Мтф.7:13-14)


Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *